Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 10: Прародитель всех моделей
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 10: Прародитель всех моделей
Последняя редакция: 14.05.2009
Темы:
На прошлом занятии мы сравнили модели, в которые люди укладывают свои символические знания с домашними животными. Их нужно держать в хорошем загоне, чтобы они не вытаптывали огород, где им нечего делать. Если так, то протосимволическое знание - это осторожное и свободолюбивое дикое животное, и чтобы его поймать нужна выдержка и...
Сила языка
Языковая модель реальности лежит в основе любой другой модели, которыми пользуются люди.
В распоряжении человека есть символическая система, которой по возможностям и по гибкости нет равных. Это наш язык и речь. Хотя все слова нашего языка состоят из нескольких десятков букв, из них складывается тысячи различных слов, каждое из которых является символом какой-то вещи, процесса или качества мира. Язык людей многократно богаче любой другой символической системы и служит прародителем всех остальных наших символических систем. Выражение в химической системе "Формула воды H20" - это лишь удобное сокращение обычного "Молекула воды состоит из атома кислорода и двух атомов водорода". Говоря иначе, языковая модель реальности лежит в основе любой другой модели, которыми пользуются люди.
Как и любая модель, язык имеет свои ограничения, но западная цивилизация со своей склонностью к символическому знанию делает его еще более ограниченным. Сегодня он главным образом используется для описания дискретных вещей, "обмена информацией". Конечно, язык способен на большее, но этими возможностями пренебрегают.
Но так было не всегда. Были эпохи, когда люди еще не были односторонне привержены только символическому знанию, как в наше время. В те времена протосимволическое знание имело главенство над символическим и язык людей тех времен отражал это главенство. Те скудные письменные источники, которые дошли до нас, по строению и содержанию речи разительно отличаются от современного стиля. В них множество образов, сравнений, эпитетов и они настолько переплетены с "чистой" фактической информацией, что современному читателю приходится с трудом пробираться через текст, как через заросли кустарника. Но как наивно считать, что древний стиль письма был таков потому, что люди не умели ясно излагать свои мысли!
Напротив, они умели выразить в языке и вложить в текст не только символические знания, но и передать читателю протосимволическую сторону реальности - а это как раз то, что современные люди почти разучились делать.
Пример: Поучение царя Аменемхета
Это выдержка из поучения древнего египетского царя своему наследнику:
...Я ходил до Элефантины, я спускался до Дельты. Я стоял на границах страны. Я созерцал пределы ее, я простер до границ могущество длани своей и мощи своей. Я взращивал злаки, почитал Непри. Благосклонен был ко мне Нил во всех долинах своих,- не голодали в годы правления моего, не испытывали жажду тогда, а жили в мире благодаря деяниям моим и прославляли меня. Все, что приказывал я, было уместно. Я смирял львов и приводил крокодилов, я покорил страну Уауат, я захватил людей страны Маджаи, я изгнал азиатов, словно собак. Я воздвиг дворец и украсил золотом палаты его; потолок их - из ляпис-лазури, стены - из серебра, пол - из сикоморы, ворота - из меди, запоры - из бронзы. Но дворцовая челядь затеяла смуту против меня. Будь и ты готов к этому, ибо ведомо тебе, что ныне ты сам владыка его и владыка всего...
В своем логическом пределе эта часть текста содержит в себе лишь краткое указание: "Я был хорошим царем, но и против меня затевали смуты. Будь готов и ты." Однако, текст насыщен образностью, которая придает совету выразительность и особую глубину: его большая часть предназначена для передачи протосимволического знания.
Освоение средств языка, которые позволяют его использовать для выражения гештальта и последующего перевода протосимволического знания на общепринятый язык дискретных схем и понятий - одна из важнейших частей курса когнитивного бойца. Одним из таких средств, которым древние владели в совершенстве, является метафора.
Метафора
Язык как средство выражения знаний имеет два полюса. С одной стороны, язык может выражать однозначные понятия и связи между ними - назовем это логическим языком. Логика как наука изучает этот полюс языка и он является основой современного научного мышления и средством выражения символических знаний.
Другой полюс - образный язык, который в наше время считается лишь "средством украшения" для логического языка. Единственный заповедник, где он признается законным обитателем - это сфера искусства. Отношение к образному языку точно повторяет отношение к протосимволическому знанию. Он считается чем-то второстепенным, малозначимым, средством риторики, которая только затуманивает сверкание чистой логики.
В распоряжении людей имеется множество способов выражения и обмена знаниями. Например, искусственные символические системы - такие, как арифметика или система химических обозначений - служат только для выражения символических знаний. На другом полюсе - естественные средства выражения, например, мимика и жестикуляция. Но самым мощным и широким по спектру средством представления знаний является естественный язык. Его богатство и гибкость создают мост между двумя полюсами знаний.
Пусть думают, что хотят, но именно образный полюс языка дает нам шанс фиксировать трудноуловимые впечатления, через которые нам открывается знание гештальта. Для когнитивного бойца образный язык - это не удел мечтательных поэтов, а инструмент исследования и мышления, не менее важный, чем логика.
Основа образного языка - метафора. Чаще всего метафорами называют витиеватые сравнения, которые можно встретить в восточных сказках и поэзии, вроде "Твои глаза - как чистые озера..." Однако, если приглядеться, метафора пронизывает всю нашу речь и этого многие даже не замечают.
"Метафора пронизывает нашу речь..." Вам понятен смысл этого выражения? Конечно, но слово "пронизывает" тут может иметь только метафорический образный смысл, а не строго логический. Точно также вся наша речь - и обыденная и деловая и даже научная - сплетены из метафор. Они настолько привычны нам, что мы часто даже их не замечаем. Хм, "сплетены..."
А раз не замечаем, то и пользоваться ими сознательно практически не умеем. И получается забавная вещь: пока наше сознание занято логическим содержанием речи, ее образная сторона остается бесконтрольной. Но этим не упускает случая воспользоваться подсознание. Протосимволическое знание, которым оно владеет, как раз находит подходящее выражение в образной речи, поэтому через нее люди часто сообщают то, что даже не осознают сами.
Этот принцип в ряду других используется в когнитивном анализе речи и текстов. Его смысл прост: выделяя в тексте образный язык и сопоставляя его с логическим языком, мы пытаемся получить дополнительное знание о предмете, о котором повествует текст. Внимание к образной речи иногда позволяет даже восстановить упущенные в тексте дискретные детали и факты, но все же главное содержание образной речи - протосимволическое знание, доступное автору речи или текста.
Микроэксперимент: когнитивный анализ речи политика
В качестве примера мы возьмем начало речи Гитлера, которую он прочел после военного воссоединения Австрии с Германией. Она прозвучала на площади Хельденплатц в Вене 15 марта 1938 года (для удобства абзацы пронумерованы):
Немцы! Мужчины и женщины!
  1. В эти дни внутри немецкого сообщества произошел переворот, который мы можем лицезреть сегодня в полном объеме и значение которого будет полностью определено только последующими поколениями.
  2. В последние годы руководителями ныне свергнутого режима часто говорилось о некой особой "миссии", которая в их глазах была уготована этой стране. Они бы уж точно опрокинули в меморандуме законного вождя. После чего задачей этой так называемой самостоятельности страны Австрии, которая была основана мирными договорами и зависела от милости зарубежных стран, было не допустить образования поистине великого германского рейха и вместе с тем закрыть немецкому народу дорогу в будущее.
  3. Теперь я провозглашаю для этой страны новую миссию. Она отвечает завету, когда-то призвавшему сюда немецких поселенцев из всех областей старой империи: старейшая восточная область немецкого народа должна стать новым оплотом немецкой нации, а с ним - и немецкого рейха.
  4. В течение столетий в беспокойные времена прошлого натиск Востока разбивался у границ старой империи. В течение столетий для всего будущего это должно теперь стать железным гарантом безопасности и свободы для немецкого рейха, а также залогом счастья и мира для нашего великого народа.
  5. И я знаю, что древняя восточная область немецкого рейха также отдаст должное своему новому заданию, как она когда-то она выполнила его в прошлом.
Выделим образную составляющую текста, то есть содержащиеся в нем метафоры (по абзацам):
  1. Переворот в немецком обществе
  2. Опрокинуть законного вождя, дорога в будущее для немецкого народа
  3. Оплот немецкой нации
  4. Натиск Востока разбивался у границ, железный гарант безопасности и свободы
В этом наборе метафор отчетливо выделается несколько сквозных мотивов:
Перспективное направление на Восток ("дорога в будущее", "натиск Востока")
Переворот, опрокидывание - может иметь смысл смены направления движения (то есть, "обращение натиска Востока"), который к тому же в данном контексте несет значение смены власти.
Военные мотивы - "оплот нации" (обратим внимание, не "форпост" как нечто находящееся на рубежах, а "оплот", как нечто находящееся в центре), "железный гарант безопасности" - очевидная метафора оружия.
В совокупности образная составляющая несет сообщение о перспективных планах превращения Австрии в плацдарм для военного вторжения на Восток, предполагающего свержение правительств находящихся на Востоке стран. При сопоставлении с буквальным содержанием речи мы находим подтверждение, сопоставим "В течение столетий в беспокойные времена прошлого натиск Востока разбивался у границ старой империи." и "древняя восточная область немецкого рейха также отдаст должное своему новому заданию". Очевидно, речь идет о том, что у народа Австрии появляется новая функция - не сдерживать натиск Востока, а делать что-то новое. Образная составляющая дает ясное указание: новое задание - обеспечивать натиск на Восток.
Так, в публичной речи Гитлера, которая была прочитана после захвата Австрии, и более, чем за три года до его вторжения в СССР, содержится ясное указание о его дальнейших планах. Любопытно, что по историческим сведениям, изначально Гитлер сознательно собирался двигаться главным образом на Запад, а не на Восток, и лишь его неудача с захватом Британии заставила его начать войну против СССР.
Образная речь должна активно использоваться когнитивным бойцом в качестве дополнительного ценного источника данных, когда он работает со свидетелями и текстами. Но метафора как выразительное средство нужна и самому бойцу, когда перед ним стоит задача  донести протосимволическое знание до других людей .
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011