Ателье ERИнтрамаркетинг
Органическая логика
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Система понятий органической логики
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.Интрамаркетинг не для всех
Органическая логика
Последняя редакция: 07.08.2010
Темы:
Интрамаркетинг это расширение арсенала доступных практикующему маркетологу методов наблюдения и мышления. Он дополняет возможности причинно-следственной логики и традиционного анализа когнитивными методами, совокупность которых мы обозначаем как органическая логика.
Сегодня интерес к альтернативным методам мышления велик, но используется множество разных обозначений. Говорят об интуитивном и целостном мышлении, о "второй логике", реже о гештальт-логике. Мы, вслед за философом Владимиром Соловьевым, будем говорить об органических процессах мышления и об органической логике. Этот термин лучше отражает суть дела и избавлен от ненужных ассоциаций.
Принципы органической логики
Органическая логика разрабатывалась на практике решения реальных задач и предназначалась только для практики. В ней нет стройного и однозначного теоретического каркаса. Она представляет собой переплетение особых правил или принципов мышления, которые нужно осваивать на деле, а не пытаться "понять их смысл":
  1.  Основа органического мышления - это восприятие и осознание целостных характеристик или гештальт-качеств ситуаций или вещей.  Мы должны фокусировать свое внимание не на отдельных структурных элементах реальности, а на ее целостных структурных качествах, таких как симметрия, топология, инвариантность и др. Для органического мышления любая вещь неотделима от своего контекста и не может восприниматься изолированно. Неотъемлемой частью этого контекста является сам воспринимающий индивидуум.
  2.  Органическая логика зависит от индивидуума, она принципиально субъективна "Объективность", независимость от наблюдателя - высшая ценность для традиционной логики и науки. Считается, что одни и те же причины приводят к одним и тем же следствиям, что ситуации закономерно повторяются. Органическая логика, напротив, утверждает индивидуальность каждой ситуации, каждого мгновения, неповторимость каждого индивидуума. В этих условиях объективность не имеет смысла, а сами явления необходимо зависят от наблюдателя.
  3.  Органическая логика конкретна , то есть, каждая ситуация или вещь для органического мышления имеет свою уникальную индивидуальность и конкретный контекст: не существует "яблок вообще", но только неповторимые яблоки, лежащие на этом конкретном столе или висящие на той конкретной яблоне. Еще одно актуальное применение этого принципа: не существует "денег вообще", а только деньги, полученные конкретным способом и предназначенные для выполнения конкретных задач.
  4.  Заключительный этап органического мышления - вербализация, перевод органических восприятий, которые обычно имеют невербальную природу, на язык обычной логики.  Это критически важное для практики звено и непростая задача. Для ее решения следует использовать два когнитивных инструмента - метафору и множественность описаний:
     Метафора - естественный когнитивный феномен, служащий для связи органической и аналитической модальности мышления.  Метафора позволяет сопоставлять с гештальт-качествами реальности вербальные описания, которые далее могут подвергаться обычному логическому анализу.
    Множественность описаний. Продуктом вербализации должна быть  не одна логически однозначная модель реальности, а как минимум два различных описания , которые могут противоречить друг другу. Ни одна из них не "схватывает" реальность полностью, но в совокупности они дают больше шансов на адекватное понимание ситуации.
  5.  Органическая логика, так же как и обычная логика, - естественная и доступная каждому модальность мышления.  Однако, чтобы ее эффективно использовать для решения практических задач, нужен развитый когнитивный словарь, см. далее.
Органическая логика особенно ценна в тех случаях, когда обычных логических методов мышления недостаточно или они не пригодны для решения задач:
Если мы имеем дело с объектами, обладающими признаками сложных систем;
Если мы сталкиваемся с творческими задачами, которые не могут быть решены методами логики и анализа.
Органическая логика сложных систем
К сложным относят системы, образованные многочисленными, разнородными или плохо дифференцированными элементами, между которыми имеются сильные связи. Примеры: нейронные сети, экосистемы, человеческие сообщества. Специалисты признают, что обычной линейной логики и анализа для понимания сложных систем и взаимодействия с ними недостаточно. Более того, западная привычка верить в простые и линейные причинно-следственные связи приводит тут к серьезным просчетам.
Сложные системы обладают рядом характерных свойств:
  1. Сложная система не предсказуема, могут быть предсказаны лишь ее отдельные частные аспекты. Благодаря насыщенности внутренними связями весь клубок причин и следствий распутать невозможно, так что основы для точных прогнозов не существует.
  2. Сложная система эволюционирует с течением времени. Ни одна ситуация не повторяется в точности дважды.
  3. Не существует универсальных рецептов, чтобы привести сложную систему к определенному заданному состоянию (достичь цели). Поиск "правильных" или "лучших" решений теряет смысл, потому что проверить и сравнить их нельзя.
Львиная доля ситуаций в практическом маркетинге отвечает этим признакам: 1) низкая предсказуемость маркетинговых параметров стала притчей во языцех; 2) рыночная ситуация и предприятие постоянно изменяются, это заставляет маркетологов неустанно искать новые решения; 3) одни и те же маркетинговые действия почти никогда не приводят к одинаковому результату.  Несомненно, маркетолог имеет дело со сложной системой. 
Сложные системы требуют иного практического подхода. Мы не стремимся отыскать причинно-следственные связи или законы, который мы могли бы использовать в своих целях, а работаем с конфигурациями событий и фактов. Последовательность шагов может выглядеть так:
  1. Проводится тестирование, зондирование ситуации, позволяющее обнаружить, "разбудить" характерные для системы конфигурации.
  2. Наблюдение возникающих конфигураций создает базу для множественного описания ситуации. Вырабатывается понимание ситуации не на основе выявления однозначных причинно-следственных механизмов, а на основе серии взаимодействующих нестрогих описаний.
  3. Исходя из множественного описания ситуации, проектируется серия вмешательств в систему ("засевание"), направленная на то, чтобы зафиксировать желательные конфигурации и дестабилизировать нежелательные. Этим мы надеемся сделать возникновение нужных нам конфигураций более вероятным.
Успех практического маркетинга зависит от результатов влияния на коллективное восприятие участников рынка. Интрамаркетинг работает с коллективным восприятием как со сложной когнитивной системой. Органическая логика предоставляет для этого необходимую методическую базу. Своеобразие и необычность интрамаркетинга связана с особенностями сложных систем и спецификой органической логики.
Органическая логика творчества
 Творческие задачи возникают всякий раз, когда решение нельзя логически вывести из условий задачи.  В этом случае аналитической модальности мышления оказывается недостаточно и необходимо участие органической логики. Любой человек постоянно сталкивается с ситуациями, в которых необходима органическая модальность мышления, так что каждый человек от природы наделен способностью к органической логике. Однако, люди отличаются по способности целенаправленно ее использовать, и как результат - отличаются способностью к решению творческих задач.
Критическим звеном тут выступает связь между органической и аналитической модальностями. На интуитивном уровне мы можем переживать суть ситуации, "предчувствовать" решение задачи, но перевести свои интуиции на уровень языка и логики оказывается очень трудным делом. Но этот перевод является непременным условием для того, чтобы бы могли использовать органическую модальность для решения практических задач.  Перевод интуитивных догадок на уровень конкретных сознательных выводов - суть любой изобретательской и креативной деятельности,  а возможно, и любого творчества.
Здесь не работают никакие общие схемы, рецепта изобретательства и творчества не существует. Однако, мы можем создать условия, при которых процесс перевода облегчается в максимальной степени. Для этого, в первую очередь, человек должен освоить достаточно большой когнитивный словарь. Когнитивный словарь содержит соответствия между интуитивно воспринимаемыми конфигурациями и соответствующими вербализованными примерами из жизненного опыта. Чем больше когнитивный словарь, тем больше шансов, что сталкиваясь с творческой задачей, человек "узнает" в ней ситуацию, с которой он сталкивался в прошлом. Таким образом, чем больше и разнообразнее жизненный опыт, тем легче человеку использовать интуицию и органическую модальность мышления в практической деятельности.
Когнитивный словарь можно (и нужно) развивать целенаправленно. Система понятий интрамаркетинга ускоряет его развитие, направляя процесс наработки когнитивного словаря в нужное для практики маркетинга русло. Существуют и физические упражнения, помогающие накоплению когнитивного словаря - известно, что интуитивное восприятие базируется на кинестетических, телесных ощущениях.
1
Когнитивный словарь
Это мне сразу напомнило мисс Марпл (персонаж Агаты Кристи), которая всегда определяла причины убийства и соответственно убийцу, проводя аналогию с какими-то незначительными историями из жизни провинциального городка
Ирина irenko_me@ukr.net (16.09.2008 2:11)
2
Очень интересно про миссис Марпл (или мисс?:)
Да, думаю, достаточно историй одного городка, чтобы накопить богатый когнитивный словарь. Вопрос только в том, как их через себя "пропускать". Либо как просто информационные поводы, либо как каждый раз новые конфигурации событий, характеров и фактов. У Марпл (затрудняюсь сказать, кто она была - миссис или мисс) был талант видеть уникальность конфигураций мира. И она накопила обширный словарь, позволявший ей эффективно распутывать сложные ситуации. Даже то, что он вымышленный персонаж не меняет дела.
PS. Перечитаю и возьму на заметку, спасибо.
Роман Уфимцев (16.09.2008 2:53)
3
сложные системы
 сложные системы, скорее всего, являются и самоорганизующимися. Тогда, возможно, что как раз логика является тем самым организующим механизмом, а модальность выполняет роль координатора взаимодействия с окружающей средой.
Humanhuman2009 humanhuman2009@yandex.ru (12.06.2009 20:06)
4
Роль логики
Да, сложные системы часто являются самоорганизующимися, но роль логики в этом процессе сомнительна - в конце концов, далеко не все сложнее системы способны к логике и мышлению - вот хоть атмосфера. В ней происходит самоорганизация и это случается не по какой-то логике - если конечно, не считать её разумным существом (тоже вариант, конечно).
Впрочем, может быть, я не верно понял ваш комментарий.
Роман Уфимцев (12.06.2009 20:18)
5
Как решают изобретательские задачи
 Уже лет сорок назад Г.Альтшуллер разработал довольно эффективный алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) , потом он был доработан и превратился в теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Суть этого подхода сводится к устранению выявленных противоречий разного рода (например, физических). Там много интересных идей.
Сергей Зерин sergey@zerin.ru (28.01.2010 21:09)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011