Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуПрогнозирование как неточная наука
Прогнозирование как неточная наука (2)
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Прогнозирование как неточная наука (2)
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Как замечательно, что на сайте Ателье ER есть раздел "Некондиция"! Мы можем себе позволить публиковать здесь все, что нам хочется и не заботится о том, чтобы эти тексты были полезны для случайных посетителей сайта - в конце концов, какое нам дело до них? А неслучайный читатель найдет здесь подтверждение своим интуициям, сумеет распознать и истолковать наши недомолвки, которыми мы иногда играем.
Мы продолжаем разговор о прогнозировании и, в соответствии с вышесказанным, совершенно не заботимся о том, чтобы он был понятен для тех, кто ищет простых путей и готовых рецептов.
Гибриды и сценарии
Итак, мы выяснили, что прогнозирование опирается на гибридную информацию, которая хорошо преодолевает рубеж между прошлым и будущим. Мы уже описали некоторые особенности гибридной информации, а теперь мы займемся ею серьезнее.
Гибридная информация наблюдается в виде устойчивых во времени конфигураций сил, событий, фактов - для удобства назовем такие конфигурации "гибридами". При этом гибрид не зависит от конкретных событий и фактов, скорее он проявляется через них. Гибрид можно сравнить с водоворотом на поверхности воды, увлекающей в движение щепки и листья: водоворот существует самостоятельно, а щепки и листья, эти конкретные предметы, лишь помогают нам различить водоворот.
Гибриды разворачиваются во времени, формируя поток событий. Различные гибриды приводят к различным прогнозируемым последовательностям событий, так что один из способов идентификации гибрида - описание его в виде соответствующей последовательности событий, в виде сценария. К слову сказать, именно понятие сценария - важный инструмент современного прогнозирования. При этом сценарии - не лучший способ описания и идентификации гибридов, поскольку не всякий гибрид сопровождается четко структурированной последовательностью событий, не для каждого гибрида существует однозначный сценарий. Гораздо полезнее описание гибрида метафорой, которая позволяет описывать силовую, смысловую структуру гибрида. Особенно в прогнозировании распространены такие виды метафор как мифы и архетипы. Эти виды метафор содержат в себе и сценарии.
Сценарии - это финальный и к тому же не обязательный обобщенный продукт прогнозирования, а нас интересуют его истоки. Как обнаружить в потоке жизни те самые конфигурации гибридной информации, метафоры, которые могут послужить основой прикладного прогноза?
Немного теории множеств
В общем множестве, представляющем наш опыт, можно выделить различные наборы событий, которые становятся подмножествами в главном множестве. Любое событие или факт, как любая точка в множестве, может одновременно входить в различные подмножества.
Для удобства воспользуемся элементарными понятиями теории множеств. Действительность, с которой нам приходится иметь дело, образована почти бесконечным числом событий и фактов - текущих и ушедших в прошлое. Взглянем на них как на множество в математическом смысле слова. В этом множестве мы можем выделять отдельные группы событий и фактов, связывая их смысловой конфигурацией, гибридом. Гибрид выделяет в общем множестве подмножество событий и фактов и придает им смысл. При этом другие события и факты оказываются вне охвата гибридной конфигурацией, становятся иррелевантными для нее. Чем больше изначальное множество, тем больше альтернативных методов группировки мы можем предложить - чем больше фактическая база, тем больше у нас вариантов в выборе подходящей гибридной конфигурации.
Обратим внимание, что гибрид не должен обязательно охватить всю фактическую и событийную базу, а лишь ее часть. В отличие от того, например, как сыщик ищет картину преступления, которая бы объяснила все имеющиеся улики и следы, при прогнозировании нам приходится сознательно идти на ограничение нашей фактической базы, потому что она практически бесконечна и для разработки прогноза на ее полной основе нам бы потребовалось бесконечное время.
И напротив, чем меньше изначальное множество, тем меньше альтернативных методов выделения подмножества в нем существует. Для нас это означает, что чем меньше наша фактическая база, тем меньше альтернативных гибридов мы можем предложить.
Отметим, что каждый элемент множества может входить в различные группировки, в различные подмножества - в зависимости от гибридной конфигурации то или иное событие или факт может иметь различный смысл.
И, наконец, последнее важное замечание: к гибридам неприменимо понятие истинности или ложности. Невозможно судить о какой-то определенной гибридной конфигурации как о правильной или наоборот, ложной. Вместо истинности можно говорить о "мощности гибрида" - чем больше подмножество фактов и событий, на которые опирается гибрид, тем он мощнее.
Отбираем данные для прогноза
Для решения прогностических задач наиболее интересны гибриды средней мощности. Гибриды, опирающиеся на слишком маленькое подмножество опытных данных, приводят к прогнозам низкой вероятности. Это очевидное соображение - прогноз не должен опираться на единичные факты. Менее банально другое соображение: гибриды, опирающиеся на слишком большой объем опытных данных крайне сложны для анализа или приводят к тривиальным результатам. Речь идет о необходимом при прогнозировании сознательном ограничении количества входных опытных данных - это позволяет сужать круг поиска и обнаруживать ясные и содержательные гибриды за ограниченное время.
Таким образом, ключевым моментом становится отбор опытных данных - событий и фактов, которые станут базой для поиска гибрида и опорой для прогноза. Здесь есть несколько опытных рекомендаций, позволяющих существенно сужать необходимый объем входных данных, не теряя качественной базы прогноза:
  1. Опытная база событий и фактов, на основе которых делается прогноз, должна содержать разнородную, разнообразную информацию, а не однородную. То есть, при прогнозировании, например, динамики продаж, ни к чему в качестве входных данных использовать все числовые данные о продажах за последний год. Это будет лишь мешать нам обнаружить гибридную информацию. Нам достаточно иметь данные о продажах в некоторые переломные моменты. Кроме того, нам нужны подобные узловые данные и о других аспектах работы предприятия - данные о производстве, снабжении, отдельные финансовые показатели. Информация для прогноза должна быть как можно более разнообразной!
  2. Особое внимание и значение должны иметь опытные данные, выпадающие из общей картины, кажущиеся случайными и странными события и факты, такие как совпадения, нестыковки и т.д. Гибрид обязательно должен охватывать такие факты и события. Именно такие данные на практике становятся основным ключом к поиску хорошего гибридного описания ситуации. Самый общий признак таких событий и фактов - они имеют отношение к скрытой или открытой симметрии распределения сил в ситуации.
  3. В опытной базе прогноза должны быть представлены данные и события, описывающие все основные действующие силы или лица ситуации. Например, если в нашей базе много фактов и событий, говорящих о подъеме рыночного спроса, мы должны уделить особое внимание тому, чтобы включить в нашу опытную базу данные, говорящие об обратном. Если мы прогнозируем перспективы конкуренции между двумя бизнесами, в нашей опытной базе должны быть факты, имеющие отношение к обоим участником конкуренции - примерно в равных долях. При этом нам необязательно иметь однородные данные о конкурентах - например, если об одном предприятии мы можем иметь информацию внутреннего плана, то о другом нам достаточно иметь информацию из открытых источников.
Последовательное применение этих принципов отбора базовых данных для прогноза позволяет радикально минимизировать время и затраты, необходимые для сбора информации, а также обходиться данными, доступными из открытых, доступных источников.
1
Тонкие связи
Проведя ряд исследований, я пришел к выводу, что все события связаны между собой пассивной или активной связью. Например футбольная команда на поле связана между собой и участвует в одном и том же событии. Но активная связь - у того игрока, который с мячом. Таким "мячом" в повсдневной жизни является наше собственное сознание. Оно создает активные связи с событиями. Управляя этим процессом можно стать активным участником желаемых событий и добиться поставленной цели или избежать нежелательных ситуаций. В своей практической работе мне удавалось создавать плекторы (интерактивные талисманы) связанные с индивидом и энергетическим каркасом событий и влиять на развитие ситуации.
Леонид Батура astrabel@inbox.lv (9.08.2006 14:08)
2
Интересная метафора
С футболистами и мячом. Навеяно чемпионатом? :)
Принимая вашу модель, события и вещи образуют бесконечно сложную паутину связей. Некоторые из них могут "активироваться" сознанием. Подобно тому, как ткач, перебирая нити, плетет ткань с нужным рисунком, таким же образом можно своим сознанием плести нужную событийную ткань. Или КТО-ТО плетет, используя ваше сознание как инструмент?
Нет способа определить - плетете вы или плетут вами. Я склоняюсь к мнению, что чем меньше желания УПРАВЛЯТЬ и ВЛИЯТЬ на события, тем меньше шансов оказаться инструментом в руках судьбы.
Роман Уфимцев (9.08.2006 14:59)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011