Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингу
Метафора and Beyond
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Метафора and Beyond
Последняя редакция: 07.08.2010
Темы:
Нечего скрывать, нашим секретным оружием является метафора.
Она то прямо то косвенно проявляется в разных аспектах нашей работы и когда у меня возникает желание говорить без лукавства, я обязательно указываю на метафору как на ключ ко всей логике интрамаркетинга. В частности, это объясняет, почему у нас такой адрес сайта.
Но каждый раз, когда я говорю с людьми о метафоре, мне как-то не по себе. Я знаю почти наверняка, что меня не поймут правильно. Среди тех, с кем мне доводилось общаться по поводу метафоры за последние лет десять, лишь единицы хоть немного понимали ее суть. Если вы думаете, что это "фигура речи" или "образное сравнение", вы в большинстве.
Для тех, кому я искренне хочу разъяснить, что такое метафора и почему она так важна не только для меня, но и для всего прогрессивного человечества, предназначен этот текст.
Нифига не фигура
Конечно, больше всего о метафоре говорят языковеды. В нашей устной и письменной речи, действительно, множество метафор. Мы без них в общении с друг другом и шагу ступить не можем. Вот она, метафора: "шагу ступить не можем". Это означает: "Без метафор нам практически невозможно общаться". Но насколько интересней, ярче и понятней метафора, чем ее нудная расшифровка! Там, где речь должна быть яркой, когда слова несут не только информационную, но и эмоциональную нагрузку, метафора - незаменимая помощница. Но это полдела. Хорошо известные в кругах специалистов Лакофф и Джонсон на основе скрупулезного анализа и разбора бытовой и деловой речи доказали, что метафоры вообще являются одним из краеугольных камней языка. Не только "художественного" или "поэтического", но и обычного, для ежедневного употребления. Например, метафора "спор - это поединок". Мы настолько к ней привыкли, что когда говорим: "Иванов одержал верх в споре над Петровым", не задумываемся, что речь идет о поединке, в котором победитель уложил на лопатки соперника и, наступив ему на грудь ногой, "одержал верх". Да что там, в русском языке даже слова "спор" и "соперник" - одного корня.
В общем, вы поняли, почему языковеды так много внимания уделяют метафоре. Но метафора - это далеко не только особенность нашего языка и речи. Языковеды не могут оценить ее в полной мере, потому что метафора глубже и мощнее, чем слова, хотя иногда мы ее и можем выразить словами.
Есть еще одно популярное представление о метафоре как о сказочке.
Тем, кто метафорами называет скучные собственноручно придуманные сказочки, рот не закроешь. Они даже учат "конструированию метафор"! А все началось с американского гипнотизера и психотерапевта Милтона Эриксона, который в своей практике для управления поведением и мышлением пациента в состоянии транса иногда использовал выдуманные истории, которые могли принимать форму сказок. Лет 10-15 спустя другой американский психотерапевт Дэвид Городон написал книжку "Терапевтические метафоры", где он описал правила конструирования сказочек, в которых в зашифрованном, иносказательном виде описывается проблема пациента и предлагается ее решение. По словам Гордона, такое иносказание (так это надо называть) позволяет лучше обходить психологическое сопротивление пациента, особенно в состоянии транса. Сегодня кучи последователей НЛП метафорами называют именно такие иносказательные сказочки, хотя они имеют крайне отдаленное отношение к метафоре. Это заблуждение из НЛП перекочевало в другую область, где тоже стремятся контролировать сознание и поведение людей - в рекламу. Посмотрите, сколько этих дурацких, шитых белыми гордоновскими нитками сказочек сегодня в телевизионной рекламе! И еще эти люди осмеливаются мне присылать ссылки на свои сайты, наполненные правилами из "Терапевтической метафоры". Вы занимаетесь не метафорами, граждане, а иносказаниями и аллегориями, это совсем другое!
Чтобы не быть голословным, вот вкратце принципы построения метафор по Гордону (Эриксон бы позабавился): мы выделяем структуру личностной проблемы пациента, придумываем произвольную сказку, в которую закладывается та же самая структура. Например, если у пациентки раздвоение личности, то мы придумываем историю про то, как две сестры были в ссоре, жили врозь, а потом встретили фею, которая их помирила и заставила жить под одной крышей.
Я рассказываю это для того, чтобы потом, когда вы ощутите, то такое метафора на самом деле, вы сами поняли, насколько далеки от нее эти аллегории.
Щупальца Аристотеля
Древние греки были удивительными людьми. На заре цивилизации они заложили основы для практически всех наших достижений и открытий. И каждый раз, после очередной научной революции, мы лишний раз убеждаемся, что греки наверное мало умели, наверное мало знали, но мы каждый раз лишь заново открываем то, что было открыто ими.
Для меня таким "открытием заново" стали щупальца Аристотеля, над которыми мы с чувством наивного превосходства смеялись на школьных уроках то ли истории, то ли физики. А сейчас уже не до смеха.
Аристотель, объясняя работу зрения, говорил о невидимых щупальцах, которые протягиваются из наших глаз к предметам, ощупывают их и таким образом доставляют нам информацию об их форме, расположении и т.д. Конечно, мы теперь имеем солидный багаж знаний об оптических принципах работы глаза, о сетчатке, хрусталике, лучах света... Но Аристотель говорил не об этом.
Проведите эксперимент. Выберете точку перед собой и не отрывайте от нее взгляда. А теперь, не переводя взгляд, переместите фокус своего внимания на какой-нибудь предмет в поле бокового зрения... Потом на предмет с другой стороны... Теперь на предмет за своей спиной, который вы не видите вообще, но знаете, что он там есть... Что вы чувствуете?
Если вы отбросите предубеждения (а можете их даже и не отбрасывать), вы ощутите при этих операциях нечто очень похожее именно на легкое и невидимое щупальце, протягивающееся от вашей головы к предметам, на которые вы настраиваете свое внимание. Поэкспериментируйте и вы поймете, о чем говорил Аристотель.
Вы можете попробовать проделывать то же самое не только со зрением, но и со слухом - эффект будет похожий. Что это?
Я не знаю. Это может быть нечто реальное, а может быть просто бессознательная идеомоторная реакция, берущая свое начало в наши первые месяцы жизни, когда руки - основной орган чувств, а зрение и слух только формируются и "учатся" у рук иметь дело с внешним миром.
Нам не важно, как это объяснять, но это щупальце восприятия помогает понять многое и уже за это спасибо древним грекам.
Роман Уфимцев
4 ноября 2006 года, Калининград
1
Орлиный
Маргарита a-big-gurl@mail.ru (15.01.2009 16:35)
2
воспитание души
 почти каждый раз, когда читаю ваши строки, мое внимание цепляется за образ игры, о которой я много-много лет назад читала в книге Германа Гессе. книга называется \"Игра в бисер\". вы с ней знакомы?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (26.12.2010 17:17)
3
о музыке
 влияние музыки на человека легко недооценить, но наверно невозможно переоценить...есть живые примеры, когда восприятие самого обычного человека \"заражалось\" гештальтом самого восприимчивого...это делали во все времена...
...развивали вкус к жизни...
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (26.12.2010 17:36)
4
Да, читал.
И конечно, книга эта на меня в своё время повлияла. В ней есть идея скрытого единства, созвучия разных вещей и знаний о них. Это мне близко.
И даже довелось когда-то учиться в школе, чуть-чуть похожей на ту, в которой учился Кнехт. Тогда и прочитал – это было первое русское издание.
Роман Уфимцев (26.12.2010 21:26)
5
:)
а в этой чуть-чуть похожей школе, сохранились традиции Игры?
вы еще собираетесь поиграть?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (26.12.2010 22:21)
6
мне эта тема очень интересна
гештальты различаются богатством и бедностью потенциально возможных для восприятия \"оттенков\" чувств, вкусов, звуков, цветов...я вас правильно поняла?
чем богаче внутренняя \"палитра\" чувств, вкусов, звуков, цветов...человека, тем у него больше шансов увидеть разнообразие возможностей, которые открывает перед ним жизнь? тем легче человеку сделать правильный (наиболее подходящий лично для него) выбор, тем он удачливее, счастливее... А кто не хочет быть счастливым?
Можно считать, что культура - это одновременно и \"питательная среда\" и индикатор состояния чувств и вкусов социума?
...
недавно познакомилась с идеей создания тезауруса культуры:
\"построение тезауруса культуры должно дать возможность увидеть ту внутреннюю логику, по которой культура выстраивает и воспроизводит саму себя, с удивительным постоянством повторяя существенные моменты этого процесса\"
как вам эта идея?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (27.12.2010 21:41)
7
Гештальты
Освоение каждого нового гештальта расширяет диапазон восприятия и осознания человека, а значит потенциально помогает видеть новые решения житейских задач, видеть ранее незаметные связи. Но не уверен, что это делает человека счастливее :) Во многой мудрости много печали.
Если понимать тезаурус культуры (коллективной или индвивидуальной) как исчерпывающий реестр гештальтов, которые присутствуют в данной культуре, то я думаю задача невозможная, необозримая. Вот что реально – это тестировать представителей культуры на способность воспринять какой-то эталонный тонкий гештальт. Таким может быть сложная картина, музыкальное произведение, литературный сюжет, этическая проблема.
Роман Уфимцев (28.12.2010 9:18)
8
иначе
 природа мудра, но врядли всегда печальна. она разнообразна.согласны?
мне повезло встречать просветленных людей. их радость и смех так заразительны! я не знаю никого скромнее, мудрее, радостнее, печальнее...
необозримое и реальное, на мой взгляд, - одно целое.
я переживала, что задача не решаема технически. оказалось, что она вполне решаема специалистами. оказалось, что они разрабатывают отдельные ее части, каждый в своей области знания. вопрос в другом. вопрос в готовности изменить мировоззрение.
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (28.12.2010 12:45)
9
метафора ли?
Я проявляю интерес к восприятию человеком экранного пространства. Занимаюсь своеобразным исследованием.
Виндоувские окна, оргонайзерский вид интернет-броузеров, "рабочий стол" - можно ли считать их метафорами?
Хотел бы узнать ваше мнение?
Миша bashmic@mail.ru (16.03.2011 12:39)
10
Конечно, это метафоры
Что собственно прямо отражено в названиях - "окна", "рабочий стол" и т. д. Насколько я знаю, сейчас идут активные поиски новых метафор для интерфейсов человек-компьютер.
Роман Уфимцев (16.03.2011 13:21)
11
Метафорическая способность мышления.
Как метафорическая способность мышления связана с активностью или глубиной духовной жизни.Есть буквальное ,духовное и переносное значение слова.Какое совершеннее?Можете охарактеризовать?
Артемов Александр nev.art0@yandex.ru (18.04.2011 17:15)
12
Вопросы интересные
1. Мне кажется, духовный мир иррационален, и у людей есть только одно средство как-то фиксировать в языке эту иррациональность. Это метафора. С другой стороны, наверное есть духовно развитые люди, которые не нуждаются в словесных фиксациях и переживают иррациональное прямо, без посредства слов. Но писать и рассказывать об иррациональном и духовном можно только опираясь на метафору. Собственно, иллюстрацией является почти любой духовный текст.
2. Буквальное, переносное и духовное значение слова. Я не уверен, что мы всегда можем резделить эти значения и что всегда имеются все три. И конечно, говорить о том, какое из них совершеннее, мне трудно. Поясните, что вы имеете в виду под совершенством значения.
Роман Уфимцев (19.04.2011 11:34)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011