Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуМетафора and Beyond
Метафора and Beyond (2)
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Метафора and Beyond (2)
Последняя редакция: 07.08.2010
Темы:
Снова фигуры, но не речи
Довольно быстро вы заметите, что не ко всякому предмету легко протянуть это невидимое щупальце внимания. Если речь идет о боковом зрении, то щупальце легко "ухватывает" яркие предметы среднего размера и простой формы, а вот к сложным фигурам щупальце двигается неохотно и неуверенно. Если говорить о слухе, то легко ухватить ритмичные звуки, но плохо хватаются хаотические, нерегулярные, они как бы "вывертываются" из щупалец нашего слуха.
Сравним эти странные щупальца с руками ребенка: у маленьких детей даже руки слушаются плохо и поэтому погремушки должны иметь определенную простую для "хватания" форму. Если форма предмета сложна для пальчиков младенца, он так и не сможет ухватить его. Это прекрасная иллюстрация к важной мысли: в окружающем нас мире не все одинаково удобно для восприятия. Существуют такие визуальные и слуховые формы, фигуры, которые очень легко привлекают и удерживают наше внимание и восприятие, но существуют другие, которые почти невозможно "ухватить", на которых очень трудно сфокусировать внимание. Подобно тому, как постепенно пальцы ребенка начинают слушаться его все лучше и лучше и он может крепко ухватывать все более сложные по форме предметы, так и наше восприятие в целом с течением времени обретает способность фокусировать наше внимание на все более сложных визуальных и звуковых фигурах. Наше восприятие может учиться!
Для дальнейшего нам будет полезно отвлечься от специфики трех основных органов чувств (зрение, слух и осязание) и представить их как проявления единого синтетического воспринимающего органа - того самого невидимого щупальца, протягивающегося от нашего сознания к тому, что мы в данный момент воспринимаем, что находится в фокусе нашего внимания.
С течением времени это щупальце, "хобот восприятия", становится все более умелым, изощренным, способным выделять в окружающей нас реальности все более тонкие и сложные фигуры. И вместе с этим растет, обогащается наш мир - постепенно кроме самых простых и элементарных предметов в нем появляются вещи, которых до этого мы просто не замечали, поскольку наше внимание не могло на них задержаться.
Можно говорить, что у каждого воспринимающего существа, в том числе и у человека, накапливается словарь тех форм, с которыми его восприятие и внимание научилось обращаться, научилось "схватывать". Я называю его "когнитивным словарем". Это важная вещь. Богатство или бедность этого словаря имеет прямое отношение к богатству или нищете мира, в котором живет человек. Если словарь мал, человек живет в реальности, в которой есть только тривиальные и простейшие формы, его мир узок и беден возможностями. Если словарь богат, мир человека наполнен многообразием, жизнью, смыслом. Я связываю с богатством когнитивного словаря личностную зрелость человека и она почти не связана с его физической зрелостью. Иной парень тридцати лет видит то, чего в упор не замечает семидесятилетний пенсионер.
Что такое метафора
Познакомлю вас с еще одним очень полезным понятием. Я называю гештальтами те самые формы, фигуры восприятия, доступные нашему вниманию. Из гештальтов и составляется когнитивный словарь. Слово гештальт означает в переводе с немецкого "образ", "структура". В научный обиход его ввела немецкая школа гештальт-теории, которая в начале 20-го века изучала фундаментальные законы восприятия. Гештальт-теоретики во главе с гениальным Максом Вертгеймером первые продемонстрировали, что мы воспринимаем реальность не как кучу отдельных деталей, а выделяя в ней целостные конфигурации, которые они и назвали гештальтами.
Для нас гештальты - это возможные для нас конфигурации щупальца восприятия, которые имеются в нашем когнитивном словаре. Возвращаясь ко сравнению с рукой ребенка, гештальты - это положения руки и пальцев, позволяющие ухватывать в окружающем мире ту или иную группу похожих по форме предметов.
Тут к месту вот еще какая аналогия. Приготовив свою руку к тому, чтобы ухватить погремушку-мячик, ребенку трудно поймать погремушку-колечко. Так положение ладони и пальцев выступает своеобразным фильтром: все, что удобно хватать при таком положении руки, мы схватим, все, что неудобно, мы упустим. Аналогично этому, если наше внимание настроилось на определенный гештальт, только те вещи, которые ему соответствуют, попадут в фокус внимания, а все остальное будет отфильтровано и останется вне нашего восприятия.
Нам осталось сделать последний шаг и все станет ясно.
Наше сознание постоянно движется и фокус внимания непрерывно перемещается - от мысли к мысли, от предмета к предмету. Тут, естественно, существуют свои закономерности - наши мысли никогда не перескакивают от одной вещи к другой без повода. Один тип закономерностей известен издревле и изучается в логике. Движение мысли и внимания от одной вещи к другой в соответствии с законами логики называется логическим мышлением и оно здесь нам не интересно. Зато другой тип закономерностей динамики внимания имеет прямое отношение к метафоре.
Фокус внимания может перейти от одной вещи к другой не только по логической, смысловой связи между ними, но и потому, что у них общий гештальт. Мы говорили, что гештальт как фильтр, отсеивающий в наше сознание только те вещи, которые ему соответствуют. Так вот, сосредоточив свое внимание на вещи А и настроив свое восприятие на ее гештальт, мы можем неожиданно перескочить мыслями на вещь Б только потому, что у нее такой же гештальт, что и у вещи А. Когда между А и Б нет никакой логической связи, такой скачок кажется нелогичным и самопроизвольным, однако, как мы теперь знаем, это второй важнейший способ движения нашего сознания. Этот скачок и есть момент рождения метафоры: в такие моменты в наше сознание приходит метафора вещи А в форме вещи Б. То есть А и Б оказываются связаны не логической, а метафорической связью.
Вот известная метафора: "Люди - это трава". Здесь вещь А - люди, а вещь Б - трава. Тот, кто придумал эту метафору сфокусировал внимание на таких аспектах людей, которые привели его к скачку мысли от людей - к траве. Между людьми и травой нет прямой связи, тем не менее, смысл этой метафоры интуитивно ясен, а точнее, вслед за автором метафоры мы можем сфокусировать свое внимание на общем гештальте людей и травы и глубоко понять автора. Обратите внимание, что в момент, когда у нас появляется "чувство понимания" этой метафоры, люди воспринимаются нами немного как трава, а трава - немного как люди, то есть и трава и люди становятся немного не тем, чем они являются в обычном смысле.
Итак, метафора - это не фигура речи и не аллегорическая сказочка, это второй тип логики, который использует наше сознание, наряду с обычной. Более того, биологически метафорическая логика древнее и можно предполагать, что даже амебы, ощупывая мир своими отростками анализируют его почти также, как и наше щупальце восприятия. Мы видим, что метафорическое мышление - это не прерогатива поэтов и художников, это обычная способность каждого воспринимающего существа, каждого человека.
Исследуем щупальце
В процессе мышления щупальце восприятия последовательно принимает различные конфигурации, соответствующие различным гештальтам, фиксациям внимания на разлиных предметах или ситуациях. Когда щупальце восприятия уже "отпустило" один предмет, но еще не ухватилось за другой, оно перестраивается, но это не происходит мгновенно. В течении долей секунды после того, как наше внимание уже отключилось от наблюдаемого предмета, щупальце сохраняет настройку на соответствующий гештальт и в такие моменты может сработать метафорическое мышление. В нашем сознании всплывает воспоминание об обстоятельствах, в которых наше щупальце восприятия имело ту же самую конфигурацию. Так нам приходит метафора предмета или ситуации, которую мы только что наблюдали. Собственно, это описание практической базы применения метафор для продуктивного мышления. Способность сознательно удерживать свое внимание в рамках заданного гештальта - вот ключ к метафорическому мышлению.
Подобно тому, как с развитием ребенка он все лучше управляет своей рукой, с развитием воспринимающих способностей человек учится все гибче и тоньше управлять щупальцем восприятия. От элементарных гештальтов, которые мы осваиваем в первые месяцы жизни, мы двигаемся к более сложным, тонким гештальтам, все более обогощается наш когнитивный словарь. Мы повторяем это, чтобы подчеркнуть важный момент: гештальты различаются своей сложностью, так что для каждого воспринимающего существа имеется свой предел сложности, тонкости гештальтов, доступных его восприятию.
Это можно проиллюстрировать различными вкусами к музыке у разных людей. Тонкие, сложные мелодические и ритмические структуры классической музыки обычно недоступны для восприятия "простых людей". Важно: они не то, что не любят ее, для них в этой музыке не за что "зацепиться" их восприятию. В их когнитивном словаре нет гештальтов, которые могут сфокусировать внимание на этой музыке. Зато в их словаре имеются более простые гештальты, которые помогают им чувствовать музыку, в которой превалирует однообразный ритм или незамысловатые мелодии.
Пределов сложности гештальтов, видимо, нет. Так что для любого, даже самого "восприимчивого" человека часть реальности недоступна для восприятия. Для любого человека его мир ограничен доступным когнитивным словарем. Все, для чего в этом словаре не окажется подходящего гештальта, окажется вне внимания и восприятия.
Продолжение следует (может быть)
Роман Уфимцев
4 ноября 2006 года, Калининград
1
Орлиный
Маргарита a-big-gurl@mail.ru (15.01.2009 16:35)
2
воспитание души
 почти каждый раз, когда читаю ваши строки, мое внимание цепляется за образ игры, о которой я много-много лет назад читала в книге Германа Гессе. книга называется \"Игра в бисер\". вы с ней знакомы?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (26.12.2010 17:17)
3
о музыке
 влияние музыки на человека легко недооценить, но наверно невозможно переоценить...есть живые примеры, когда восприятие самого обычного человека \"заражалось\" гештальтом самого восприимчивого...это делали во все времена...
...развивали вкус к жизни...
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (26.12.2010 17:36)
4
Да, читал.
И конечно, книга эта на меня в своё время повлияла. В ней есть идея скрытого единства, созвучия разных вещей и знаний о них. Это мне близко.
И даже довелось когда-то учиться в школе, чуть-чуть похожей на ту, в которой учился Кнехт. Тогда и прочитал – это было первое русское издание.
Роман Уфимцев (26.12.2010 21:26)
5
:)
а в этой чуть-чуть похожей школе, сохранились традиции Игры?
вы еще собираетесь поиграть?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (26.12.2010 22:21)
6
мне эта тема очень интересна
гештальты различаются богатством и бедностью потенциально возможных для восприятия \"оттенков\" чувств, вкусов, звуков, цветов...я вас правильно поняла?
чем богаче внутренняя \"палитра\" чувств, вкусов, звуков, цветов...человека, тем у него больше шансов увидеть разнообразие возможностей, которые открывает перед ним жизнь? тем легче человеку сделать правильный (наиболее подходящий лично для него) выбор, тем он удачливее, счастливее... А кто не хочет быть счастливым?
Можно считать, что культура - это одновременно и \"питательная среда\" и индикатор состояния чувств и вкусов социума?
...
недавно познакомилась с идеей создания тезауруса культуры:
\"построение тезауруса культуры должно дать возможность увидеть ту внутреннюю логику, по которой культура выстраивает и воспроизводит саму себя, с удивительным постоянством повторяя существенные моменты этого процесса\"
как вам эта идея?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (27.12.2010 21:41)
7
Гештальты
Освоение каждого нового гештальта расширяет диапазон восприятия и осознания человека, а значит потенциально помогает видеть новые решения житейских задач, видеть ранее незаметные связи. Но не уверен, что это делает человека счастливее :) Во многой мудрости много печали.
Если понимать тезаурус культуры (коллективной или индвивидуальной) как исчерпывающий реестр гештальтов, которые присутствуют в данной культуре, то я думаю задача невозможная, необозримая. Вот что реально – это тестировать представителей культуры на способность воспринять какой-то эталонный тонкий гештальт. Таким может быть сложная картина, музыкальное произведение, литературный сюжет, этическая проблема.
Роман Уфимцев (28.12.2010 9:18)
8
иначе
 природа мудра, но врядли всегда печальна. она разнообразна.согласны?
мне повезло встречать просветленных людей. их радость и смех так заразительны! я не знаю никого скромнее, мудрее, радостнее, печальнее...
необозримое и реальное, на мой взгляд, - одно целое.
я переживала, что задача не решаема технически. оказалось, что она вполне решаема специалистами. оказалось, что они разрабатывают отдельные ее части, каждый в своей области знания. вопрос в другом. вопрос в готовности изменить мировоззрение.
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (28.12.2010 12:45)
9
метафора ли?
Я проявляю интерес к восприятию человеком экранного пространства. Занимаюсь своеобразным исследованием.
Виндоувские окна, оргонайзерский вид интернет-броузеров, "рабочий стол" - можно ли считать их метафорами?
Хотел бы узнать ваше мнение?
Миша bashmic@mail.ru (16.03.2011 12:39)
10
Конечно, это метафоры
Что собственно прямо отражено в названиях - "окна", "рабочий стол" и т. д. Насколько я знаю, сейчас идут активные поиски новых метафор для интерфейсов человек-компьютер.
Роман Уфимцев (16.03.2011 13:21)
11
Метафорическая способность мышления.
Как метафорическая способность мышления связана с активностью или глубиной духовной жизни.Есть буквальное ,духовное и переносное значение слова.Какое совершеннее?Можете охарактеризовать?
Артемов Александр nev.art0@yandex.ru (18.04.2011 17:15)
12
Вопросы интересные
1. Мне кажется, духовный мир иррационален, и у людей есть только одно средство как-то фиксировать в языке эту иррациональность. Это метафора. С другой стороны, наверное есть духовно развитые люди, которые не нуждаются в словесных фиксациях и переживают иррациональное прямо, без посредства слов. Но писать и рассказывать об иррациональном и духовном можно только опираясь на метафору. Собственно, иллюстрацией является почти любой духовный текст.
2. Буквальное, переносное и духовное значение слова. Я не уверен, что мы всегда можем резделить эти значения и что всегда имеются все три. И конечно, говорить о том, какое из них совершеннее, мне трудно. Поясните, что вы имеете в виду под совершенством значения.
Роман Уфимцев (19.04.2011 11:34)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011