Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингу
Власть над умами
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Школа когнитивного бойца
Власть над умами
Последняя редакция: 10.10.2009
 
Это выдержка из работы, посвященной довольно специфической теме, свойствам когнитивного эфира. Но она показалась мне достаточно простой и любопытной даже для читателей, не посвященных в вопросы органической логики и интрамаркетинга. Кто такие "властители дум", которые могут индивидуально влиять на коллективное сознание целых обществ?
...Властителями дум в разные времена считались жрецы и начальники, старцы, поэты, ученые, писатели, журналисты, сегодня - звезды шоу-бизнеса, комментаторы новостей, блоггеры, рэперы... Способность влиять на коллективное сознание вряд ли является постоянной способностью «властителей дум», хотя так часто принято считать. Скорее, каждый из них лишь иногда оказывается способен артикулировать мысль или идею, которая подхватывается коллективами. Не считая этих редких моментов и сами властители дум оказываются подвластны действию коллективных идей и перестают отличаться от «простых» людей. И напротив, нетрудно привести примеры, когда «простой» человек оказывался источником, автором идеи, которая приводила к значительным переменам в коллективном сознании. Интересная метафора на этот счет находится в сказке Андерсена «Голый король».
Король, формальный властитель дум своего города, объявил о том, что у него новый костюм - великолепный, достойный короля. Он показался перед жителями города в своем новом костюме, то есть голый. И народ восхищался его костюмом, его изяществом, красотой. До тех пор, пока какой-то мальчик из толпы не воскликнул: «А король-то голый!»
Эта выдуманная история похожа на множество реальных историй. Один человек (даже совершенно не авторитетный) иногда оказывается способен так повлиять на коллективные идеи, как не способны и множество авторитетов. Попытки объяснения этого эффекта сегодня занимают многих исследователей. Что является ключевым фактором для того, чтобы отдельный индивидуум оказался способен произвести масштабные перемены в коллективном сознании? Посмотрим, как тут изменилась ситуация на протяжении времен.
Эволюция властителей дум
На протяжении истории можно выделить минимум три этапа, каждый из которых характеризуется классом индивидуумов, которые обычно являлись властителями умов своего времени.
  1. Вплоть до 16-17-го веков властителями дум являлись высшие авторитеты в общественных иерархиях - вожди, жрецы. Заметным и как мы далее увидим, важным исключением являлся феномен юродивых и святых, которые не были на формально высоких положениях в своих коллективах. Таким образом, власть управления коллективным сознанием принадлежала главным образом авторитетам, высшим формальным чинам.  Способность влиять на коллективное сознание определялось степенью личной власти индивидуума . Мастера власти управляли умами.
  2. Начиная с 17-го века, с наступлением эпохи Возрождения, а затем Просвещения, возник новый класс властителей дум - свободные писатели, философы, ученые и деятели искусств. В отличие от власть имущих, которые стремились поддерживать неизменность институтов и соответствующую стабильность коллективного сознания, новый класс властителей дум представлял собой профессиональных мастеров в поиске новых идейных концепций, в их трансформациях и вариациях. Новые властители дум дестабилизировали западное коллективное сознание, придали ему мощный импульс изменения, перестройки. Впоследствии это привело к огромным переменам в западном мире, начиная с конца 18-го века и вплоть до середины 20-го.  Основным фактором влияния на коллективное сознание тут выступала способность организовывать идеи в стройные концепции . Умами управляли мастера концепций.
  3. Но с середины 20-го века, с развитием массовых электронных коммуникаций, проявился еще один фактор - включенность в социальную сеть. В современной теории анализа социальных сетей (SNA - social network analisys) предлагается следующая картина. Любой коллектив образует сеть, в узлах которой отдельные индивидуумы. Между ними пролегают коммуникационные связи. Есть люди, которые имеют мало социальных связей с другими - они слабо включены в социальную сеть. И напротив,  есть люди, которые имеют множество социальных контактов, опутаны их густой сетью. Именно такие индивидуумы могут оказывать максимальное влияние на сознание других людей . Их можно назвать мастерами коммуникаций.
Три вида мастерства можно представить так:
Стрелка показывает возможное направление эволюции "властителей дум". Каковы будут новые властители, скрывающиеся в последней ячейке таблицы?
Мастерство власти и мастерство коммуникаций схожи между собой тем, что способность влиять на коллективное сознание однозначно определяется положением человека среди других людей, его положением в структуре социальных связей. Для мастеров власти - это высшее положение в иерархии, для мастеров коммуникаций - максимальное количество социальных связей с другими людьми. Различие лишь в том, что мастерство власти требует иерархической организации общества, а мастерство коммуникаций - горизонтальность его сетевой структуры.
Дополнительным доводом в пользу сходства между мастерами власти и мастерами коммуникаций является эффект «королевского шута» (или «серого кардинала»). Известное наблюдение, что власть имущие часто находятся под влиянием отдельных своих приближенных, которые не воспринимаются окружающими всерьез или не стараются держаться в тени, распространяется и на анализ социальных сетей. Часто источниками революционных идей оказываются не социально включенные люди, а напротив, люди с небольшим количеством социальных связей. Чтобы объяснить этот факт, теория уточняется: источником идей, которые потенциально способны привести к изменению коллективного сознания, являются люди, которым доступны связи с социально включенными людьми - при этом они сами могут иметь лишь небольшое количество связей. Новая идея, попадающая от её автора к включенному в коллектив мастеру коммуникаций, способна быстро завоевать умы всего коллектива. Конечно, это совершенно сходно с ролью королевского шута или серого кардинала при короле. Роль иерархий в современном «демократическом» общество ослабла и власть над умами сегодня определяется не должностью, а социальной интегрированностью. Но и для мастеров власти и для мастеров коммуникаций важно их положение в социальной структуре, в которой они являются одним из узлов.
Любопытным контрастом являются тут мастера концепций. В эпоху Просвещения властителями дум были люди, обычно занимавшие среднее место в иерархиях своего времени (в переводе на современную ситуацию - имели среднюю степень включенности в социальную сеть). Как правило, знаменитые мыслители тех времен не были ни простолюдинами, ни принадлежали и высшей аристократии. Однако, их общей чертой было стремление построить максимально универсальную концепцию - будь то школа искусства, научная или философская теория, или политическая парадигма. Наибольшей привлекательностью обладали стройные, иерархически организованные концепции - и именно они вызывали максимальный резонанс в умах современников. Именно такие концепции составляли содержание трактатов - уникальной для тех времен письменной формы систематизированного изложения идей. Главная идея трактата, установленная на вершине стройной иерархии подчиненных идей, оказывалась наиболее «резонансной», наиболее способной влиять на умы общества. Мастерство концепций зависло не от положения индивидуума в обществе и даже слабо зависело от его известности или популярности, оно опиралось на способность построить максимально универсальную иерархию идей, с главной идеей во главе.  С наступлением эпохи Просвещения, на коллективное сознание стали скорее влиять не иерархии людей, а иерархии идей .
Естественно, что в этой ситуации способность порождать идеи, которые могут изменить коллективное сознание, отвязалась от социального положения индивидуума, от его места в социальной структуре. А сегодня мы видим, как ситуация циклически вернулась к социальному положению индивидуума - но теперь для того, чтобы быть властителем дум, нужно быть не на аристократом, а коммуникатором, мастером коммуникаций. Но пустая ячейка в нашей таблице и общая логика циклов приводит к мысли, что этим история не закончится. Нас ждет новое изменение ролей, когда на сцену выйдут мастера смыслов.
Мастера смыслов
Даже взгляда на нашу таблицу достаточно, чтобы предположить основные характеристики мастеров смысла:
  1. Их возможности зависят не от их положения в социальной структуре, а от их способности занимать определенное место в структуре идей. Иными словами, от их умения оперировать идеями, а не социальными контактами.
  2. Они не строят иерархии идей, как мастера концепций, а строят их сети, помещая ключевую идею в наиболее густую сеть ассоциаций и смежных идей. Важный пункт - отсутствие стремления создать стройную иерархию, только сеть. Иными словами, они не ищут новых организующих всё воедино концепций, теорий и «законов», а только идеи, которые могут оказаться в прямой связи со многими другими. Эти новые идеи не организуют другие, не управляют ими, а проводят между ними через себя новые связи.
Из этих пунктов следуют и некоторые другие содержательные выводы о том, кто такие мастера смыслов:
Мастер смыслов а-научен
Мастер смысла вряд ли будет входить в научную иерархию или во всяком случае не будет занимать в ней высокого положения. Современная наука весьма консервативна и оперирует главным образом теориями, их построением, доказательством, поиском подтверждений. Она унаследовала предрасположенность к строгой иерархической организации идей у мыслителей эпохи Просвещения, но организовавшись в иерархически построенные академии, потеряла гибкость и плодотворность, присущую ранним временам. Принятая сегодня высокая научная специализация также отделяет современных ученых от исследователей 18-19 го века, которые были вынуждены обладать широким мировоззрением, поскольку их концепции должны были быть максимально универсальными. Научная специализация становится помехой и в мастерстве смысла - ведь мастер смысла должен уметь проводить связи между разнородными доселе идеями, проводить широкие ассоциации, связывать воедино наблюдения и факты из разных сфер науки и жизни.
Но важно отметить, что мастера смысла не анти-научны, а а-научны. Как правило, анти-научность также означает жесткую приверженность концепциям, пусть анти-научным. Пример - оккультизм как доктрина. Она анти-научна, поскольку пытается противопоставить материалистической парадигме современной науки другую, оккультую парадигму - столь же иерархичную и всеобъемлющую.
Напротив, а-научность не означает противостояния с наукой, а лишь отсутствия излишней подверженности научной иерархии, узкой специализации и ограниченности материалистической философией.
Но есть и исключения. Мастером смыслов был Норберт Винер, отец кибернетики, он сопоставил между собой технические системы и биологические организмы. Еще один пример - Бенуа Мандельброт, который своими фракталами показал прямые связи там, где их никто и не мог ожидать - между системами математичекских уравнений и формами природных объектов. И тот и другой оказали огромное влияние на умы человечества.
Мастер смыслов обладает энциклопедичностью знаний
Мастер смысла - мастер в проведении неожиданных связей между формально разнородными и далекими между собой явлениями. Для этого ему необходимо обладать не узкоспециализированным, а широким взглядом, нужна способность сопоставлять наблюдения из разных областей жизни. А для этого он должен о них как минимум знать. Это также сближает мастера смысла с мастерами концепций эпохи Просвещения. Многие из них обладали «энциклопедическими знаниями». С тех пор, как сравнительно небольшая группа первых французских академиков составила первую в мире энциклопедию «обо всем», так принято говорить о людях с широкими познаниями в разных областях.
Энциклопедичность мастера смысла особенна. Это не владение большим объемом информации обо всем на свете - и вряд ли в наше время это под силу одному человеку, ведь информации современное человечество накопило в сотни, тысячи раз больше, чем во времена французских энциклопедистов. В те дни мастера концепций методично наполняли свои стройные теории сведениями из разных областей жизни, доказывая их универсальность. Они словно строили пирамиду из утверждений и доказательств. А мастер смысла сопоставляет вещи горизонтально - он видит  общность структур в разнородных явлениях , не стремясь непременно взгромоздить над ними общую универсальную теорию (этим обычно потом занимаются другие, мастера концепций).
Умение видеть общность структур, паттернов в разнородных явлениях мира - особый навык. Он требует развитого структурно-ассоциативного мышления, когда вещи сопоставляются не на основе включенности в общую концепцию или систему идей, а по сходству структур или мотивов. Одно дело - сопоставлять поведение обученной крысы и обученного человека (с точки зрения бихевиоризма это правильно) и другое - распределение размеров кратеров на Луне и размеров городов в США. Одно дело - считать рынок йогрута похожим на рынок программного обеспечения (с точки зрения экономики это правильно) и другое - увидеть параллели между жизненным циклом организаций и «жизненным циклом» костра. В первом случае мы лишь продолжаем достраивать уже существующую концепцию, не выходя за её пределы, а во втором - сопоставляем вещи, не взирая на то, в каких рамках на них принято смотреть.
Структура - не самое верное слово, когда мы говорим о способностях мастера смысла. Он умеет сопоставлять вещи по схожей структуре, по аналогичному механизму, по сходству симметрии или поведения... В конечном итоге он умеет сопоставлять вещи по общему гештальту. И когда он показывает ассоциацию, она становится очевидной и тем, кто раньше её просто не замечал. И до Винера люди, конечно, сравнивали машины и живые организмы, но только когда он указал на кибернетические сходства, они стали очевидны всем. Конечно, и до Мандельброта люди видели береговые линии и самоподобные математические фигуры, но только после того, как он предложил понятие фрактала как связующего звена, всем стала очевидна новая связь между математикой и природой.
Находя новые связи между вещами, мастер смысла становится источником инсайта, который стремительно распространяется среди людей, меняя общее коллективное сознание...
Роман Уфимцев
10 октября 2009 года, Калининград
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011