Ателье ERСтатьи и урокиНекондиция
Русским о поляках, полякам о русских
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
В чем смысл? Почему стоит покупать наши услуги
Похищение Европы
Сумерки безумия
Мера наивности
Операция Антиорфей
Луноход как народное творчество
Большой Египетский Фальстарт
Что сказал бы Гёте об энергосберегающих лампах
Русским о поляках, полякам о русских
Нейминг ВПК: магия имени российских вооружений
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Феномен Григория Перельмана
Принцип растроения
Вредное слово прагматизм
Ищите женщину
ШБД, занятие D: Подлинная история психотехнологии брендинга
ШБД, занятие U: Наш тайный противник в России
Статистика: тихая шизофрения маркетинга
Корпоративная волшебная палочка
Страшные истории про аутсорсинг маркетинга
Кризис закончился. На горизонте другой.
Барак Обама: концепт-кар американского политпрома
Доверие и маркетинг малого бизнеса
ШБД, занятие Q: Шотландская школа экономической диверсии
В мире без рекламы
ШБД, занятие R: Искусство продаж и саботаж
ШБД, занятие B: как превратить бизнес в мыльный пузырь
Когнитивный план России
Феномены когнитивной экономики (2)
Феномены когнитивной экономики
Инспектор Эрби и случай в клубе "Патриот"
ШБД, занятие S: как погубить стратегию организации
О вреде инквизиторов и ретроградов в маркетинге
Пять признаков настоящего эксперта
Слабые местища больших компаний
Профессиональная болезнь маркетологов и рекламистов
Эффект наблюдателя
В юрте Белого Маркетолога
Постиндустриальный маркетинг (2)
Прощай, рыночная экономика (2)
Прощай, рыночная экономика
Чудеса умозрения - предприятие на рынке
Лапутский или латеральный маркетинг
Постиндустриальный маркетинг
Дедуктивный метод (эксперт в организации)
Признаки бездарного маркетолога (2)
Признаки бездарного маркетолога
Чудеса умозрения - клиенты
Чудеса умозрения - рынок
Маркетинговая военщина
Бредни о бренде
Как не надо перед собой ставить цели
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Русским о поляках, полякам о русских
Последняя редакция: 11.06.2011
Темы:
Хотя Калининградская область граничит и с Литвой, безусловно важнейший сосед региона – Польша. Как и многие другие жители Калининграда, мы часто бываем в Польше. Это приветливая, красивая страна, в которой живут обходительные и работящие люди.
Я, конечно, знаю, как неоднозначно и сложно выглядят отношения между Россией и Польшей, если судить по речам политиков, статьям журналистов и блоггеров разного разлива. Но если судить по простой бытовой реальности – а не она ли является самым достоверным свидетельством? – то отношение простых поляков к простым русским вполне соседское – с вытекающими из этого и минусами и плюсами (хотя плюсов гораздо больше).
Знаю также, что и в России и в Польше в некоторых кругах принято подозревать соседскую страну во всех тяжких – в коварных многоходовых ловушках и заговорах, упрекать друг друга в вековой взаимной вражде и т. д. Но вся эта грязная пена в один миг смывается видом памятника погибшим красноармейцам на главной площади какого-нибудь маленького польского городка. И я ни разу не видел, чтобы на таких памятниках не лежали свежие цветы.
Я всегда задавал себе вопрос: почему в наших городках и деревнях, на монументах погибшим в Великую Отечественную войну солдатам цветы появляются часто только перед праздниками, а в Польше – лежат всегда?
Катастрофа польского президентского самолёта под Смоленском страшно всколыхнула отношения между нашими странами. Многие опасались, что после этого отношения между Польшей и Россией и вовсе станут хуже некуда. Но, к счастью, этого почему-то не случилось. Большая загадка, почему.
Я даже не буду пытаться её разгадывать. Но со времён той катастрофы у меня появилось представление о том, почему отношения между Россией и Польшей так долго не клеились, не становились действительно добрососедскими, какими должны быть. Это представление, конечно, основано на всех теориях о когнитивном уровне и прочем, о чём можно почитать в других наших материалах. Но тут я хочу сказать об этом проще и другими словами. Может быть, это чуть-чуть поможет полякам и русским развеять взаимное иррациональное недоверие и подозрительность.
У каждого народа есть возраст, как у человека или вообще любого живого существа. Это не число веков, сколько народ фактически существует (да, и попробуй, посчитай). Это скорее аналог психологического возраста человека.
В общем, не новая идея, но я хочу обозначить главный фактор, влияющий на этот возраст – это степень рефлексивности народа, его культуры.
Рефлексивность культуры – это её склонность отражать саму себя. Например, творчество художественных критиков и искусствоведов отражает творчество художников. Работы историков отражают "работы" деятелей прошлого – военачальников, политиков. Работы политических обозревателей отражают "работы" действующих политиков и т.д.
Аналогия с психологическим возрастом человека вполне прямая, потому что разные люди также различаются степенью своей рефлексивности, то есть, склонностью к рефлексии. Есть люди, живущие одним мгновением, а есть такие, которые часто думают о своих поступках, о своём прошлом. Разумеется, вы уже поняли, о чём я хочу сказать – чем больше рефлексивность, тем больше психологический возраст человека. И именно рефлексивность в первую очередь определяет этот возраст.
В обычных условиях психологический возраст человека (и народа) только растёт – как и фактический возраст. Это происходит просто потому, что чем больше событий переживает человек, тем больше у него поводов для рефлексий. Поэтому дети, у которых нет багажа житейского опыта за плечами, мало склонны к рефлексиям, а старики – напротив, почти всё время находятся в рефлексиях, в воспоминаниях о прошлом.
Чем больше исторический багаж народа, чем больше трудных и великих событий в его истории, тем выше степень его рефлексивности. Тем больше такой народ склонен к консерватизму, обереганию традиций, к лелеянию своего прошлого. Такой народ мудр, но эта та самая мудрость, которая даёт много печали и сковывает его, лишает энергии к новым, стремительным рывкам.
Напротив, чем меньше рефлексивность народа, тем он стремительнее, смелее, но и глупее – потому что такой народ не опирается на прошлый опыт и попадает во все ямы, в которые попадали народы прежде него.
Сравните убелённого сединами старика и подростка. Подросток полон жизни, для него всё по плечу, но он глуп и порой даже жесток и к себе и к другим. Но этот подросток тоже когда-то станет стариком и станет уравновешенным, мудрым – и одновременно менее гибким и менее решительным.
И вот, два народа – русский и польский. Их история началась, по сути, из одного славянского истока. На протяжении веков оба народа вместе воевали против общих врагов, иногда друг с другом – чего только не случалось почти за тысячу лет. Всё это – и дружба и вражда – закономерна для двух сильных соседствующих народов. Поглядите, например, на нынешних англичан и французов – разве вспомнишь теперь, как они веками жестоко воевали друг с другом? И разве это как-то портит их нынешние отношения?
И в отношениях между Польшей и Россией отнюдь не исторические коллизии являются камнем преткновения. В конце концов, и той и другой стороне есть что предъявить друг другу в качестве претензии – и об этом все знают. Тут другое.
Дело в разном психологическом возрасте двух народов. И эта разница тем более выразительна, что их исторический возраст тождественен. Современная Польша имеет заметно большую степень рефлексивности, нежели современная Россия, и я считаю, в этом заключается главная проблема взаимоотношений двух народов. Поскольку рефлексивность – свойство культуры, можно сказать, что плохо осознаваемые культурные различия между двумя народами и является помехой в преодолении взаимных предубеждений.
Россия – подросток, а Польша – зрелый человек. И противоречия между ними имеют ту же подоплеку, что и возрастные конфликты, конфликты отцов и детей – хотя тут впору говорить о конфликте братьев.
Обратим внимание на характерные пункты польского дискурса в отношении России: пакт Молтова-Риббентропа, Катынь – всё это события более чем полувековой давности, которые, тем не менее, играют актуальную роль в современной польской политике, в культуре, в масс-медиа. Возможно ли представить, чтобы российские политики или другие видные лица (не говоря уже о народе) соизмеряли своё отношение к какому-то соседнему народу исходя из событий полувековой давности? Невозможно! Это просто не будет никем воспринято всерьёз.
Лучший пример – Германия, принёсшая России невероятные беды и которая теперь вызывает в России – даже в простом народе, у бабушек в глухих деревнях – по большей части только симпатии. И это Германия – а ведь против неё, а не вместе с нею, как с Польшей, мы тогда воевали!
Российские "поланофобы" говорят, что поляки злопамятны, не помнят добра, а только зло, и поэтому всё никак не успокоятся с пактами и преступлениями Сталина. И, увы, с позиций обыкновенного русского человека, перекормленного политизированными СМИ может именно так показаться. Но свежие цветы на могилах красноармейцев (а их, к сожалению, не видит простой человек из российской глубинки) – как тогда быть с ними?
И вот в чём дело: поляки не злопамятны, они просто имеют гораздо большую историческую и культурную память, нежели мы, русские. Они помнят и добро и зло. А мы удивительно быстро забываем и то и другое. И самое удивительное – не только чужое добро и зло, но даже своё собственное.
Когда глядишь на заголовки скандальных новостей, в которых фигурируют многочисленные государственные польские организации, занимающиеся историческим наследием (в том числе и Катынью), может показаться, что поляки только и думают, чтобы обвинить нас во всех своих несчастьях. Но понимаешь, что это совершенно не так, когда однажды знакомишься с обаятельным и по-настоящему интеллигентным человеком из небольшого польского городка на границе с Германией, который с любовью занимается историей своего города, пишет и издаёт книги о ней... И это характерный феномен для Польши.
Нам трудно это понять, потому что наша историческая память по сравнению с польской коротка. Мы – как подростки, почти не помнящие своего прошлого. Или скажем иначе: нам, почему-то не нужно прошлое для того, чтобы осознавать себя русскими, а полякам оно необходимо. У нас разные степени рефлексивности.
И вот что закономерно получается: поляки видят, что мы не желаем вспоминать прошлое, делаем это неохотно, "ненатурально". И они думают, что мы просто делаем вид, что не помним, что не хотим признавать прошлого, потому что желаем его повторить. Например, в тайне желаем снова оккупировать Польшу. И это вызывает у них бессознательную, иррациональную даже подозрительность и недоверие к России.
А русские, которых вновь и вновь заставляют вспоминать очень далёкое и мучительное для них прошлое, каяться в грехах каких-то Сталиных и Молотовых, считают, что поляки тут что-то стремятся выгадать материальное, что это "злопамятство" не может иметь другого объяснения, кроме меркантильного. Есть русская поговорка: "Кто былое помянёт – тому глаз вон."
Говоря просто: в Польше средний гражданин считает себя наследником предков и, соответственно, ответственным за их подвиги и грехи. А в России средний гражданин совершенно не настроен не только отвечать за поступки Сталина, но даже своего прадеда, который служил в НКВД или, наоборот, страдал на Колыме. И более того – он даже не особенно стремится знать о жизни своего предка, потому что это ему ни к чему. Вот что нужно понять о нас полякам.
Мы, русские, такие не потому, что глупые и безответственные (хотя и это тоже), а потому, что так устроена наша культура, наше мировосприятие. Мы вообще жили бы одним днём, если бы это было возможно. У нас столько страшных трагедий в прошлом, что если бы мы о них помнили, мы бы всем народом сошли с ума.
И при всём при этом меньшая степень рефлексивности русского народа не говорит о том, что у нас менее развитая культура. Русская культура – великая культура, и в этом никто не может сомневаться. Так что культурный барьер между поляками и русскими вовсе не заключается в разной степени "культурности" или "цивилизованности" двух народов, как считают некоторые европейские русофобы. Дело лишь в разной степени рефлексивности.
В каждом народе есть сословие, основная функция которого – рефлексия. Это историки, философы, носители культурных традиций, аристократы, духовенство, мыслители – те, кого принято называть представителями интеллигенции. И вот это сословие в России пережило в 20-м веке два тяжелейших удара. Сначала – революция и последующая массовая эмиграция. Затем, спустя десятилетие – сталинские репрессии, почти полностью уничтожившие сохранившееся рефлексирующее сословие России. По разным обстоятельствам, на протяжении веков Россия и Польша наращивали степень своей рефлексивности с разной скоростью, но именно события 20-го века, когда по русской рефлексивности было нанесено два сокрушительных удара, образовали до сих пор непреодолённый культурный барьер между двумя народами.
Это барьер не нравственный и не цивилизационный, как это рисуют ксенофобы с обеих сторон. Это барьер разных "рабочих частот" двух культур. У русских – культура не склонная к рефлексиям, направленная скорее на настоящее, у поляков - культура, склонная к рефлексиям, черпающая свои энергию в прошлом и традициях.
Я уже говорил: и высокая и низкая степень рефлексивности имеет и свои плюсы и свои минусы. Высокая рефлексивность – это мудрость, социальная эффективность, законность, но одновременно, реактивность, инертность, консерватизм. Низкая рефлективность – это способность к инновациям, "большим рывкам", но одновременно и слабая управляемость, низкая эффективность и безопасность. И глядя на отношения Польши и России с этой точки зрения, становятся совершенно понятны характерные взаимные упрёки, их психологические причины. Но, что важнее, проясняются пути, которыми два народа, две культуры могут обогатить друг друга. Мы попросту можем дать друг другу недостающее.
Поляки могут научить нас быть чуть-чуть более мудрыми, научиться черпать моральные силы в собственном прошлом и собственных вековых традициях. У нас это получается гораздо хуже, чем у них. А мы можем помочь полякам забывать плохое и заниматься новыми захватывающими проектами, начинать жизнь с чистого листа и добиваться выдающихся результатов. В этом русским нет равных. Поляки могли бы помочь нам победить нашу коррупцию, у них это получилось, а ведь они – родственный нам народ. А мы можем помочь им стать союзником и партнёром в масштабных технологических проектах, ориентированных на будущее...
Теперь понимаете, почему польские политики постоянно вспоминают преступления коммунистов, но на польских памятниках советским солдатам всегда свежие цветы? А вы, поляки, понимаете теперь, почему мы без энтузиазма откликаемся на тему Катыни, но когда случилась трагедия с самолётом вашего президента, искренне, по-настоящему вам соболезновали и помогали, забыв всё, что этот человек говорил о России?
Собственно, это всё, что я хотел сказать.
Роман Уфимцев
27 января 2011 года, Калининград
PS. Идейное продолжение этой заметки: Мера наивности.
1
вопрос
по моим ощущениям эта статья перекликается с другой вашей статьей: "Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час" http://www.metaphor.ru/er/blog/067.xml
слово о мудрости...
для меня приверженность традициям не обязательно признак мудрости. для меня мудрость - это состояние из которого возможно взаимообогащение.
культура взаимоотношений...
проблема взаимоотношений...
там где один видит проблему, другой возможно способен увидеть задачу?
если мы не способны увидеть как растворить барьер между родственными культурами, что тогда говорить о барьере между инаковыми культурами?
в книге Андрея Смирнова: "Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема" http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/rimm/annot.htm
есть такие определения: "Словом «культура» мы договорились пользоваться как псевдонимом совокупности факторов, влияющих на поведение (в том числе речевое) носителей той или иной «культуры». Культура - это способ, которым «сделана» жизнь человека."
вы согласны с такими определениями?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (1.02.2011 16:17)
2
Способ, которым сделана жизнь человека
Да, можно сказать так. Стиль сборки, организационный принцип жизни – всё это культура. И значительную часть культуры составляет стиль мышления, потому что многое, хотя и не всё, люди в своей жизни делают на основе своих мыслей. Так что наблюдая, как какой-то отдельный человек или целое государство описывает мир и обосновывает свои решения, мы можем многое рассказать о всей культуре этого человека или страны.
И вот тут степень рефлексивности, на мой взгляд, один из важных параметров культуры, параметр её возраста.
Конечно, каузальность и телеология – это про то же самое другими словами. Каузальность человека или организации нарастает вместе с ростом их рефлексивности. Так что можно перефразировать тему этой статьи: поляки гораздо более каузальны, обусловлены прошлым, нежели русские.
Ну, а уж если говорить так, как я обо всём этом думаю, то и рост рефлексивности и рост каузальности стареющего организма – это результат роста степени его симметрии. Но об этом надо говорить особо :)
Роман Уфимцев (1.02.2011 16:49)
3
К слову
В контексте разговора о культурном барьере, который создаёт разный уровень рефлексивности – интервью, взятое польским журналистом у премьер-министра Финляндии Мари Кивиниени:
http://www.inosmi.ru/europe/20110201/166159699.html
Роман Уфимцев. (1.02.2011 20:18)
4
Совершенно согласен!
Роман, Вы отлично все расписали. Если и можно как-то описать отношения России и Польши, то лучше всего так. В начале статьи я был негативно настроен. Но когда прочитал, что именно поляки старше, совершенно согласился. Про рефлексивность, про якобы мстительность поляков, про наше отношении к Германии, про 20-е годы, все верно. Немаловажно и то, что молодым советским людям вкладывали новую идеологию, а в период рыночной России вложили новейшую. Причем, вкладывая новое, целенаправленно затирали и переиначивали старое. А вот как относиться к Латвии и США, что у них с возрастом по отношении к России?
Павел (4.02.2011 11:09)
5
Про Латвию и США
Спасибо, Павел, за отзыв.
Про Латвию я мало знаю, не было случая лично познакомиться с этой страной, её народом.
По поводу США. Они, конечно, составляют родственную пару с Великобританией и в этой паре США занимают полюс низкой рефлексивности, а Великобритания – наоборот, высокой. И поглядите, как они друг другу полезны.
Американцы похожи на нас невысокой степенью рефлексивности (поэтому и реагируют на Россию ревностно, как один подросток на действия другого, а мы – на их действия), но, вероятно, кроме рефлексивности у культур разных народов есть и какие-то другие параметры, какая-то генетика. И вот генетикой поляки нам близки, а американцы – нет.
Роман Уфимцев (4.02.2011 11:45)
6
особо интересно
Роман, симметрия, как я понимаю, бывает разных видов.
как мне говорили, по закону Пастера-Кюри-Вернадского одним из признаков живых систем является дисимметрия.
а как об этом всем думаете вы?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (9.02.2011 1:45)
7
порядочность в крови
Я не давно узнала что мой предок в пятом поколений поляк. Я верю что мой предки были порядочные люди в любом поколение.
Валентина valentina_chuvel@mail.ru (6.08.2014 13:00)
8
:)
А если копнуть еще глубже на 3 поколения, то там может оказаться немец. А они еще более порядочные - разве нет? ;)
На мой взгляд, порядочность не является отличительной чертой поляков или каких-либо других народов. Это отличительная черта конкретных людей, зависящая в первую очередь от воспитания. А вот СЧИТАТЬ себя более порядочными чем другие - кто знает, может это полякам и свойственно ;)
Роман Уфимцев (6.08.2014 13:13)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011