Ателье ERСтатьи и уроки
Когнитивный уровень
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень
Последняя редакция: 21.12.2010
Темы:
Роман Уфимцев
21 декабря 2010 года, Калининград
Понятие когнитивного уровня играет в интрамаркетинге такую же важную роль, как, например, понятие пространства-времени в физике. Пристальное внимание к когнитивному уровню – специфическая особенность интрамаркетинга, и практику социальной инженерии необходимо выработать особый "когнитивный" взгляд, позволяющий ясно различать когнитивный уровень ситуаций, событий и фактов.
Развитие этого навыка, однако, может оказаться не очень простым делом для начинающих. Обычно из-за неумения ясно отличать когнитивные стороны реальности от прочих. Поэтому я решил уделить этому вопросу отдельное внимание и написать особо.
Хочу предупредить: "когнитивный уровень" является только удобной абстракцией, моделью. Но эта модель помогает найти альтернативные решения задач маркетинга, даёт единый и системный взгляд на разнородные факторы, влияющие на судьбу человеческих организаций, и поэтому заслуживает изучения и усвоения.
Тройственность реальности. Открытие информационного уровня
Будем считать, что в нашем мире имеется три уровня: физический, информационный и когнитивный. Сегодня обычный образованный человек хорошо умеет различать первые два (хотя так было не всегда), но пока немногие умеют различить третий, когнитивный. Часто он путается с информационным, а иногда вовсе не замечается. Разберёмся в деле.
Первый, низший уровень реальности – это материальный или физический уровень. Это уровень вещей, которые мы можем непосредственно воспринимать своими органами чувств: можем их осязать, трогать, видеть своими глазами или слышать и т. д. В маркетинге говорят, что вещи материального уровня можно сложить в тележку – такими являются, например, товары в отличие от услуг.
Физический уровень нашего мира изучает физика, химия и прочие "правильные" науки. Об этом уровне люди имеют самые полные и стройные знания. Тут всё, что занимает определённое место в пространстве, имеет определенный вес, размер.
Второй, более высокий уровень, который ясно попал в поле зрения людей в только начале 20-го века, это уровень информации. И вот тут уже появляется некоторая трудность. Мы, люди 21-го века, понимаем интуитивно что такое информация, но представьте себе, что вам приходится объяснять это человеку времён Ломоносова или Пушкина. Как бы вы объяснили ему, что это такое – информация?
Это было бы очень трудно сделать! Ведь информацию как таковую нельзя потрогать, нельзя увидеть или услышать (хотя можно потрогать, увидеть или услышать материальный носитель информации). Но мы сегодня точно знаем – информация существует, и в сотне томов большой энциклопедии может заключаться столько же информации, сколько и в миниатюрной карте памяти величиной с ноготь.
Изменить текст раз написанной берестяной грамоты нельзя.
Но ещё пару веков назад людям было трудно осознать информацию как нечто самостоятельное, принципиально независимое от конкретных материальных воплощений. Они не рассматривали текст как самостоятельный информационный объект, а понимали его просто как нечто написанное на листе бумаги или сказанное вслух. Им было трудно понимать картину как информационный объект, а не как результат хитроумного смешения красок на холсте. Напротив, мы, дети информационной эры, представляем текст или изображение скорее как файл, набор битов, которые могут храниться где-то внутри компьютера или где-то в интернете, могут передаваться через множество различных каналов связи, могут быть распечатаны, показаны на экране монитора, могут быть записаны на компакт-диск или карту памяти. Для нас текст или изображение – это чистая информация, которой всё равно, на каком носителе она будет существовать.
Изменять текст на электронном экране можно легко и сколько угодно раз.
Только в 20-м веке человечество смогло понять информацию таким образом, в чистом виде. Это случилось благодаря экранам телевизоров и компьютерных терминалов. Подумайте только: до их изобретения любой текст или изображение ("информация") оказывались накрепко и неразлучно связанными со своим материальным носителем. Текст – с бумагой (или ещё раньше – с пергаментом, берестой или глиняной табличкой), изображение – со стеной пещеры или с холстом. Будучи раз написанным, текст или картина очень неохотно, с большими трудозатратами и неточностями переводились на другой кусок бумаги или холста. Существовали целые сословия переписчиков книг или живописцев-копировальщиков.
Изобретение гравюры, а затем и книгопечатания немного исправило ситуацию: теперь текст или изображение могли легко тиражироваться на множество аналогичных носителей. Однако, любой носитель – кусок бумаги, пергамента или холста – не мог использоваться повторно, и будучи одиножды "посвященным" тому или иному тексту или изображению, таковым оставался до тех пор, пока не пропадал вместе с содержащейся на нём информацией.
Так до начала 20-го века уровень информации был неразрывно привязан к материальному уровню, информация не отделялась от конкретного материального носителя. И люди попросту не замечали, что информация существует на собственном, не-физическом уровне реальности.
Всё изменилось, когда появился электронный экран, а точнее, компьютерный терминал. Экран стал первым носителем текстов и изображений, который мгновенно и сколько угодно раз изменял своё информационное наполнение. Экран не "роднился навек" с отображаемой информацией, как это делала бумага, глина или холст. Экран как материальный объект и информация только вступали во временную, мимолётную связь и легко расставались друг с другом. Экран легко менял отображаемую информацию, а информация легко меняла своё носитель: вот только что она была на экране, а теперь переместилась на магнитную плёнку или с помощью трескучего принтера переместилась на бумажную ленту.
Так в мутных глубинах первых экранов люди впервые увидели информацию как она есть – не привязанную к материальному носителю, не оставляющую на нём следов. Благодаря электронным экранам люди получили наглядную возможность осознать: кроме материального уровня в мире имеется и другой, информационный. Экран стал хрустальным шаром, в котором человечество увидело мир информации, невиданный ранее уровень реальности.
Очень скоро стало ясно – именно на этом уровне действуют такие универсальные, но до поры не понятые ясно вещи как обратная связь, каналы связи, механизмы управления. О них догадывались и раньше, но лишь тогда, когда было осознано существование информационного уровня, стало возможно их изучать по-настоящему.
Первая мировая война. На восточном фронте немецкой армии противостоит превосходящая по силам русская армия. У русских превосходство в физической силе. Но немецкая армия имеет информационное преимущество. У немцев налажена отличная связь между подразделениями, а русские войска страдают от отсутствия координации. Немцы спокойно прослушивают радиотелеграфные донесения неискушенных в информационной безопасности русских штабов. Далее, они успешно используют дезинформацию и пропаганду как на театре боевых действий, так и глубоко в русском тылу, в столичном Петербурге – всё это информационные средства ведения войны.
Хотя история не знает сослагательных наклонений, но можно утверждать: не будь у немцев подавляющего преимущества на информационном уровне, Германия бы быстро проиграла войну России. Возможно, тогда бы Первая мировая война не превратилась бы для России в мучительное разочарование, в результате которого Российская империя рухнула.
Сегодня, спустя столетие, термин "информационная война" стал общепринятым, и уже никто не станет недооценивать информационных средств ведения войны, к которым относятся средства оперативной координации войск, разведка, пропаганда, и другие средства информационного противостояния противнику. К слову, по общему признанию, война в Южной Осетии в 2008-м показала, что российская армия и сегодня слаба на информационном уровне.
С открытием информационного уровня началась эра кибернетики и расцвет информационных технологий, стали строиться огромные машины ЭВМ, которые были предназначены не для обработки физической материи, а исключительно для обработки вещества нового уровня реальности, информации.
Были открыты специфические свойства и возможности информационного уровня, в том числе и важнейшее отличие информационных объектов от физических – отсутствие законов сохранения. Об этом следует сказать особо.
Хотя мы, в отличие от наших предков, интуитивно понимаем, в чём заключается отличие между физической материей и информацией (а значит, и достаточно ясно видим границу между физическим и информационным уровнем реальности), будет полезно обозначить главное и принципиальное отличие вещей физического уровня реальности от вещей, ему не принадлежащих.
Физическому уровню реальности принадлежат те и только те объекты, для которых выполняются так называемые законы сохранения, которые являются основой нашего обыденного "предметного" здравого смысла и лежат в фундаменте физики, химии и других наук, изучающих материальный мир. В простейшем виде эти законы следуют из тривиального наблюдения, что предметы в нашем мире не берутся из пустоты и не исчезают бесследно. В закрытой коробке не может вдруг ниоткуда появиться кролик, а спрятанная за ширму женщина не может вдруг исчезнуть без следа. На этом стоит наш здравый смысл, а также физика, которая сформулировала целый ряд законов сохранения: энергии и вещества, заряда, импульса и т.д. На физическом уровне реальности если в одном месте чего-то убыло, в другом месте должно ровно столько же прибыть. Когда мы сталкиваемся с нарушениями законов сохранения, мы не верим своим глазам, это воспринимается как иллюзия или волшебство.
Но между тем, уже на информационном уровне законы сохранения не действуют. Информация не подчиняется законам сохранения. Один пакет макарон не может сам собой превратиться в два, а чтобы произвести два пакета нужно в два раза больше муки. Напротив, информационные объекты могут тиражировать себя, и любую информацию можно клонировать сколько угодно раз, без каких-либо трудностей и дополнительных затрат. Далее, мост через реку не может исчезнуть за одну ночь без следа, а для полного исчезновения крупной базы данных достаточно нескольких мгновений. Наконец, материальный предмет не может возникнуть из пустоты, а информация в форме феномена самоорганизации – может.
Эти отличия материальных и информационных объектов и являются водоразделом между двумя уровнями реальности: если мы видим действие законов сохранения – мы имеем дело с материальным уровнем, если законы сохранения нарушаются, мы имеем дело с каким-то другим уровнем, обычно информационным.
1
Браво!
Роман, очень интересно, очень похоже:) жду продолжения........ 
Михаил general@finestra.ru (21.12.2010 20:37)
2
интересно
 здороровый, природный шаблон поведения бегемота кто-то разрушил ложными приманками...если судить по картинке, бегемот еще жив, но совершенно дезориентирован внешними обманками...бедненький...с ним что-то происходит...возможно он ищет в себе где-то живое и естественное, инстинктивное чувство направления? возможно сама природа подскажет ему как выжить в искусственных условиях мировой инфляции? где правда, брат?
интересно, чем отличается человек от бегемота?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (22.12.2010 12:01)
3
Михаил, спасибо за отзыв :)
Продолжение будет.
Роман Уфимцев (22.12.2010 12:18)
4
Наталия, у вас чуткое сердце.
Бегемот этот наверное просто спать хочет.
А люди отличаются от бегемотов тем, что у нас гораздо больше смысловых систем, чем у них. У нас тоже есть поведенческие шаблоны как у бегемота, но кроме них ещё море всего. И разум – это и есть в общем-то инструмент управления этим морем смыслов. Животные не имеют возможности управлять ими, а мы – можем, по своему усмотрению. Не всегда правда пользуемся этой уникальной возможностью.
Но даже самые масштабные и глубокие смысловые системы, например, мировоззренческие можно разрушить информационной инфляцией и другими способами. И вот это происходит с людьми сегодня. Люди теряют смыслы, вплоть до смысла жизни.
А ещё к слову, в русской духовной литературе тёмные силы иногда называются \"тлителями смыслов\", то есть, уничтожителями. Думаю, очень точное определение.
Роман Уфимцев (22.12.2010 12:25)
5
к слову
 управлять морем смыслов...вспоминается бабка из сказки, которая хотела стать \"владычицей морскою\". наверно, некоторые еще помнят чем сказка закончилась...о, золотая рыбка...
возможности...вопрос, по чьему усмотрению мы ими пользуемся? по своему ли?
наверно если есть эффективные способы разрушать смыслы, есть равнозначные способы обретать смыслы, вплоть до смысла жизни?
интересно, а как можно определить тех, кто играет на светлой стороне силы?
по секрету. на мой взгляд темная сила - это просто что-то пока не ведомое, не видимое... у нее своя роль, очень полезная для эволюции.
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (22.12.2010 13:09)
6
Спасибо!
 жду продолжения)
Юрий (23.12.2010 15:13)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011