Ателье ERСтатьи и уроки
Мерцающие зоны
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Анализ сложных социальных систем: мерцающие зоны
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Мерцающие зоны
Последняя редакция: 31.10.2010
Темы:
pdfСкачать "Мерцающие зоны" в формате PDF
epubСкачать "Мерцающие зоны" в формате EPUB (для iPhone и iPad)
Применение идей теории сложных систем в социальных науках насколько перспективное, настолько же и нетривиальное дело. Основная практическая трудность - необходимость для исследователя изменить свою логику, принятый взгляд на вещи и усвоить ряд новых и необычных понятий. Об одном из них мы и будем говорить.
Сегодня практически повсеместно принимается точка зрения, что социальные системы являются сложными адаптивными системами. Это означает, что социальные системы - общества, рынки, коллективы - обладают свойствами сложных систем, такими как чувствительность к начальным условиям, нелинейность, хаотичность и др. (пояснение некоторых характерных свойств сложных систем можно найти тут и тут)
Хотя уже сделано немало попыток привнести принципы теории сложных систем в сферу социальных наук, однако по большей части они остаются лишь любопытными, но довольно спекулятивными аналогиями с математической теорией детерминированного хаоса.
Общий прогресс неудовлетворителен. Ситуация парадоксальная - с одной стороны, общее признание сложно-системной природы социальных явлений, и с другой - разброд в используемой терминологии, отсутствие ясно артикулированных методов и т.д.
Опираясь на некоторый собственный опыт, мы попробуем разобраться в причинах сложившейся ситуации и указать пути практического развития сложно-системных методов в сфере социальных дисциплин.
Пункт 1: Ни аттракторов, ни бифуркаций
 Важнейшая ошибка, которую допускают исследователи, пытаясь адаптировать теорию сложных систем к социальным дисциплинам - прямое заимствование понятий из математической теории хаоса  - аттракторов, бифуркаций, детерминизма и прочих. Так, очень часто можно встретить рассуждения об исторических переломах как о бифуркациях в сложных социальных системах. Все, что каким-то образом служит точкой притяжения социального внимания, например, бренды, называются аттракторами и т.д.
Мы убеждены - это тупиковый путь. Следуя ему, мы можем получить только очередную поверхностную аналогию, но не полноценный метод. Совершенно необходимо признать:  реальность социальных систем сложнее и многообразнее, чем реальность математических.  Строго говоря, в ней нет ни аттракторов, ни бифуркаций, поскольку эти математические феномены - результат абсолютного детерминизма математических систем, то есть, полного отсутствия в них случайных факторов. Между тем, даже в физических системах, а тем более в социальных, присутствуют недетерминированные вещи и события.
Разумеется, в социальной реальности наблюдаются феномены напоминающие феномены в математических сложных системах, например, фрактальные структуры, тем не менее, мы должны использовать математические понятия очень осторожно, как потенциально обманчивые аналогии.
Необходимый путь - развитие собственной системы понятий, которая бы отражала действительные свойства сложных социальных систем. Психологически это более сложный путь, он требует "отвязки" от красивых аналогий с математическими теориями, а значит, теряет наукообразность, но он необходим.
Пункт 2: Не сложная система, а сложная среда
Второй пункт, о который спотыкаются сложно-системные подходы в социальных дисциплинах также связан с некритичным заимствованием предпосылок из математической теории хаоса.
Математические сложные системы (обычно это рекурсивные системы уравнений) - полностью самостоятельные абстрактные миры, не зависящие от исследователя. Но совершенно иное дело - социальные системы.  Почти любая "социальная система" является лишь неясно определенной зоной или функциональным срезом социальной реальности.  Экономисты очерчивают «экономику», политики - «государство», психологи - «психику», маркетологи - «рынки». При этом обычное оправдание для социальных исследователей и практиков, когда их модели приводят к неверным выводам или прогнозам - вмешательство «вне-факторов». Маркетологи сетуют на «вне-рыночные» факторы, политики - на «вмешательства извне», экономисты - на «политические и психологические факторы» и т.д.
Представьте, если бы верность того или иного математического выражения, выполнение той или иной математической теоремы зависело от "вне-математических факторов" - например, от настроения математика или от влажности воздуха в классе. Вряд ли тогда математика могла бы считаться образцовой наукой. Но ведь именно такого рода проблемы постоянно возникают с такими науками, как экономика, психология, социология, политология. Очевидно, дело в том, что социальные исследователи неверно, неполно очерчивают круг своих исследований.
Есть только один способ избавить социальные науки от этой старинной ахиллесовой пяты.   Мы должны принять социальную реальность не как набор систем, пусть даже сложных систем. Мы должны принять её как единую сложную адаптивную среду Только так мы избавимся от произвольной сегментации мира на объект исследования и «всё остальное», которая является основным источником ошибок в социальных исследованиях.
Таким же образом мы должны избавиться и от свойственного науке разделения на объект и субъект исследования.  Исследователь должен и себя видеть внутри, а не вне изучаемой социальной среды. Необходимо осознавать себя частью социальной реальности, а не созерцать ее снаружи.  Далее мы увидим, насколько это принципиальный и сложный для интеллектуального приятия момент.
Обозначив эти два принципиальных пункта, мы можем обратиться к пересмотру некритично транслированных математических и кибернетических понятий. И начнем с "границы хаоса" - пожалуй, это наиболее распространенный сложно-системный жаргонизм, который сегодня в ходу среди социальных практиков, особенно на западе.
1
\"реальность социальных систем сложнее и многообразнее, чем ...
 Так можно сказать про любую систему. Конвекция - сложнее и многообразнее, чем ее математическая модель.
Мат. модель должна быть простейшей, но дающей описание изучаемого явления.
А то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем.
Метафора - это все же образное сравнение, а не математическое моделирование и здесь разумный человек сам должен чувствовать границы сравнения, чтоб не впасть в банальную профанацию математических понятий.
\"Таким же образом мы должны избавиться и от свойственного науке разделения на объект и субъект исследования.\" - а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?
Борис (23.08.2009 22:15)
2
Конвекция?
Относительно конвекции и ее мат.моделей - тут скорее вопрос к физикам. Но насколько я знаю, у них принято считать, что эти модели передают СУТЬ физических процессов. Я же хочу сказать, что социальные мат.модели НЕ передают суть социальных процессов.
\"то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем\"... Напротив, я ратую за то, чтобы его не было, мне кажется это понятно из первой страницы статьи.
\"а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?\"
В уравнениях квантовой механики НЕТ субъекта, поэтому там ничего разделять не приходится, субъект просто отрицается.
PS. Рекомендую вам прочесть статью до конца, а не ограничиваться одной страничкой, многое встанет на свои места.
Роман Уфимцев (23.08.2009 22:30)
3
Левин
 Не подскажите выходила ли книга Левина на русском и если можно где ее найти, может у Вас есть ее исходные данные. Кстати. в США похоже она издана лет 20 назад.
Павел (19.01.2010 20:57)
4
роль эксперта-исследователя
 \"...сочувствие\"...согласна.
\"...социальная реальность не имеет объективных механизмов\"...не уверенна.
по моим ощущениям, личности эксперта-исследователя нужно обладать качествами свидетеля не вовлеченного в драмму жизни при этом оставаясь частью целого.
сочувствие без вовлечения...
считается, что это качество олицетворяет Кришна. есть легенда о нем с интересными метафорами на эту тему.
но как достичь этого идеального для роли эксперта состояния?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (30.11.2010 18:11)
5
синхронизмы
Подскажите пожалуйста какую-нибудь литературу на тему синхронизмов, кроме Юнга.
Не приходилось ли Вам читать книгу Пауля Каммерера про законы серийности?
Анна wasiljeva@yandex.ru (7.04.2011 12:04)
6
Увы, не подскажу
Чего-то действительно интересного...
Хотя вот Руперт Шелдрейк, "Новая наука жизни". Хотя там нет явно о синхронизмах, но Шелдрейк кажется затрагивает тему совпадений, и даёт довольно убедительную гипотезу, которая объясняет их происхождение. Вкратце, это действие неких форм-матриц, "хреод", существующих в "морфогенетическом поле", то есть, в поле, генерирующем формы. Когда в мире складывается комплиментарная для данной хреоды ситуация, она "резонирует" и задает дальнейшее развитие этой ситуации. При этом расстояния в пространстве не имеют значения. То есть, если есть две ситуации, способные вызвать резонанс одной и той же хреоды, то ситуации могут развиваться с точностью до деталей, не имея для этого видимых причин. В частности, Шелдрейк так объяснял сходство деталей жизни разлучённых во младенчестве близнецов, и даже их физическое сходство – конечно, тут он противоречит обычной точке зрения, в соответствии с которой эти сходства объясняются генетическим родством близнецов. Но лично мне трудно представить, какими генами может детерминироваться выбор имени жены или года вступления в брак – а такие совпадения с близнецами не редкость. В общем, есть о чем призадуматься.
Нет, Каммерера не читал.
Роман Уфимцев (7.04.2011 21:05)
7
Обзорная статья о Законе серийности Пауля Каммерера
http://www.metaphor.ru/er/misc/kammerer_01.xml
Роман Уфимцев (12.04.2011 15:56)
8
Поломался агрегат
Статья 2009 года, это просто супер, что тут еще сказать. Вот мы и узнали (или почти узнали), к чему были совпадения и метафоры про перегрузку и зашкаливание.
Сова (27.01.2016 16:35)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011