Ателье ERСтатьи и урокиМерцающие зоны
6. Метафора и мерцающие зоны
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Анализ сложных социальных систем: мерцающие зоны
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Мерцающие зоны: 6. Метафора и мерцающие зоны
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Особенность мерцающих зон социальной реальности состоит в том, что они очень редко образуют границу между областью социального порядка и "полного хаоса", а лежат на границе нескольких порядков. В них происходит взаимодействие различных когнитивных структур, концепций. Это сложный и даже таинственный процесс. Мы можем припомнить примеры долгого противостояния соревнующихся научных школ или общественных систем - например, противостояние приверженцев волновой и корпускулярной теории света или напряженное соревнование концепций коммунизма и капиталистической демократии во времена холодной войны. Мы можем припомнить, что многие выдающиеся научные и культурные находки являлись там, где соприкасались различные направления науки, различные научные концепции, различные цивилизации и культуры. Но как именно происходит когнитивное взаимодействие на этих стыках? Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к языку.
Естественный язык - это универсальное средство представления идей и переживаний, средство обмена ими, своего рода, «когнитивная валюта», позволяющая людям представлять, хранить и обмениваться знаниями. Хотя не все, но множество имеющихся в социальной реальности структур знаний имеют языковое представление и это позволяет им легко транслироваться от человека к человеку, охватывать обширные социальные пространства. Говоря образно,  язык - это цемент социальной реальности, который не только служит для фиксации и укрепления ее отдельных лоскутов, но и выступает площадкой, на которой происходит столкновение и взаимодействие различных представленных в языке концепций, различных областей социального порядка. 
Таким образом, в естественном языке должны иметься 1) механизмы, предназначенные для представления и фиксации концепций и связанных с ними областей социального порядка, и 2) для взаимодействия, столкновения концепций в мерцающих зонах.
Механизмом второго рода в естественном языке является метафора. Метафора - фундаментальный механизм речи и мышления, позволяющий сталкивать и приводить во взаимодействие разнородные когнитивные концепции и структуры знаний, то есть, приводить в соприкосновение различные социальные порядки.
Метафора как феномен мышления и языка изучалась еще Аристотелем, но всплеск научного интереса к ней обозначился в середине 20-го века, вместе с тем, как начали появляться структурные модели языка. Тогда же укоренилась точка зрения, что метафора - это не просто риторическая фигура речи, это глубокая и важная особенность мышления человека вообще. Простейшие наблюдения за творчеством людей - научным, художественным, традиционным - убеждает, что метафора играет в процессе творческого мышления одну из самых значительных, если не главную роль. Действительно, за творческими находками очень часто стоит неожиданное сопоставление, сравнение вроде бы не связанных между собой вещей, или, иначе говоря, столкновение разнородных концепций.
Особенности использования языка и речи в разных областях социальной реальности
И это для нас важно:  метафора как языковой и когнитивный феномен возникает там, где происходит столкновение разных когнитивных концепций, на швах между лоскутами социальной реальности . Метафора - это индикатор мерцающих зон.
Наблюдая социальную реальность, в одних ее местах мы можем увидеть четкое действие одной устойчивой концепции. Это сопровождается однозначным смыслом слов, логичным языком, наблюдается упорядоченный, цикличный ход и регулярное устройство вещей. Это лоскуты социальной реальности.
В других местах мы увидим мерцание нескольких концепций и смысловых систем. В таких местах смыслы многозначны, язык отклоняется от прямой логики и становится метафоричным, ход вещей и их устройство - иррегулярным. Это швы или мерцающие зоны социальной реальности.
Искусственные и естественные метафоры (об этих типах см. далее) - ценный индикатор, позволяющий идентифицировать возможные "мерцающие места" социальной реальности. Однако, необходимо разобраться с тем, что такое «место», когда мы говорим не о физической, а о социальной реальности.
1
\"реальность социальных систем сложнее и многообразнее, чем ...
 Так можно сказать про любую систему. Конвекция - сложнее и многообразнее, чем ее математическая модель.
Мат. модель должна быть простейшей, но дающей описание изучаемого явления.
А то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем.
Метафора - это все же образное сравнение, а не математическое моделирование и здесь разумный человек сам должен чувствовать границы сравнения, чтоб не впасть в банальную профанацию математических понятий.
\"Таким же образом мы должны избавиться и от свойственного науке разделения на объект и субъект исследования.\" - а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?
Борис (23.08.2009 22:15)
2
Конвекция?
Относительно конвекции и ее мат.моделей - тут скорее вопрос к физикам. Но насколько я знаю, у них принято считать, что эти модели передают СУТЬ физических процессов. Я же хочу сказать, что социальные мат.модели НЕ передают суть социальных процессов.
\"то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем\"... Напротив, я ратую за то, чтобы его не было, мне кажется это понятно из первой страницы статьи.
\"а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?\"
В уравнениях квантовой механики НЕТ субъекта, поэтому там ничего разделять не приходится, субъект просто отрицается.
PS. Рекомендую вам прочесть статью до конца, а не ограничиваться одной страничкой, многое встанет на свои места.
Роман Уфимцев (23.08.2009 22:30)
3
Левин
 Не подскажите выходила ли книга Левина на русском и если можно где ее найти, может у Вас есть ее исходные данные. Кстати. в США похоже она издана лет 20 назад.
Павел (19.01.2010 20:57)
4
роль эксперта-исследователя
 \"...сочувствие\"...согласна.
\"...социальная реальность не имеет объективных механизмов\"...не уверенна.
по моим ощущениям, личности эксперта-исследователя нужно обладать качествами свидетеля не вовлеченного в драмму жизни при этом оставаясь частью целого.
сочувствие без вовлечения...
считается, что это качество олицетворяет Кришна. есть легенда о нем с интересными метафорами на эту тему.
но как достичь этого идеального для роли эксперта состояния?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (30.11.2010 18:11)
5
синхронизмы
Подскажите пожалуйста какую-нибудь литературу на тему синхронизмов, кроме Юнга.
Не приходилось ли Вам читать книгу Пауля Каммерера про законы серийности?
Анна wasiljeva@yandex.ru (7.04.2011 12:04)
6
Увы, не подскажу
Чего-то действительно интересного...
Хотя вот Руперт Шелдрейк, "Новая наука жизни". Хотя там нет явно о синхронизмах, но Шелдрейк кажется затрагивает тему совпадений, и даёт довольно убедительную гипотезу, которая объясняет их происхождение. Вкратце, это действие неких форм-матриц, "хреод", существующих в "морфогенетическом поле", то есть, в поле, генерирующем формы. Когда в мире складывается комплиментарная для данной хреоды ситуация, она "резонирует" и задает дальнейшее развитие этой ситуации. При этом расстояния в пространстве не имеют значения. То есть, если есть две ситуации, способные вызвать резонанс одной и той же хреоды, то ситуации могут развиваться с точностью до деталей, не имея для этого видимых причин. В частности, Шелдрейк так объяснял сходство деталей жизни разлучённых во младенчестве близнецов, и даже их физическое сходство – конечно, тут он противоречит обычной точке зрения, в соответствии с которой эти сходства объясняются генетическим родством близнецов. Но лично мне трудно представить, какими генами может детерминироваться выбор имени жены или года вступления в брак – а такие совпадения с близнецами не редкость. В общем, есть о чем призадуматься.
Нет, Каммерера не читал.
Роман Уфимцев (7.04.2011 21:05)
7
Обзорная статья о Законе серийности Пауля Каммерера
http://www.metaphor.ru/er/misc/kammerer_01.xml
Роман Уфимцев (12.04.2011 15:56)
8
Поломался агрегат
Статья 2009 года, это просто супер, что тут еще сказать. Вот мы и узнали (или почти узнали), к чему были совпадения и метафоры про перегрузку и зашкаливание.
Сова (27.01.2016 16:35)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011