Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Комментарий: Мерцающие точки
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
.
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
Комментарий: Мерцающие точки
Последняя редакция: 04.05.2009
Темы:
Системная интуиция Донеллы Мидоуз ей совершенно точно указала на источник наиболее значимых социальных изменений – на объекты или личности, которые находятся вне зон действия парадигм, точнее не привязаны ни к одной из них жестко. Именно этим свойством отличаются информационные и материальные факторы систем, находящиеся на стыке зон влияния нескольких парадигм, в мерцающих точках. Под действием самых незначительных, иногда случайных обстоятельств они изменяют свой смысл, свое когнитивное ядро, и это приводит к прогрессирующим изменениям в информационной и материальной структуре системы. Тут впору припомнить рекомендации Томаса Куна о способах ускорения смены парадигмы – он советовал не терять время, стараясь обратить в новую парадигму ярых приверженцев старой, а сосредоточить усилия на колеблющихся. Перефразируя, наиболее чувствительны не области глубоко внутри той или иной парадигмы, а на границах между парадигмами – в данном случае это колеблющиеся, "мерцающие" в своих убеждениях люди. Их роль оказывается гораздо более значима, чем роль активных апологетов той или иной парадигмы.
Когнитивные мерцающие точки – большая и во многом еще не изученная тема. Судя по всему, для того, чтобы отыскать их нам не всегда обязательно иметь детальную информацию о структуре системы – как это необходимо в системном анализе. Нам не нужны месяцы и годы на компьютерное моделирование, поскольку существуют когнитивные индикаторы, подсказки, которые указывают на места сосредоточения когнитивных чувствительных точек – вне зависимости от того, как устроена материальная или информационная структура сиcтемы. Для иллюстрации я подробнее разберу два типа индикаторов – симметрийные и языковые.
Симметрийные индикаторы
Гештальт-качества (Gestalt-Qualität) образуют когнитивное ядро социальных парадигм. Это качества, относящиеся не к отдельным частям предмета, а только к нему целиком. Так, мелодия состоит из отдельных нот, но музыкальное впечатление, которое создает мелодия не является суммой впечатлений от отдельных нот, а только от их целой совокупности. Эмоция как свойство и состояние организма относится только к нему целиком, а не к отдельным его частям. Квадрат симметричен как целое, но если его разбить на части, в них не будет симметрии, свойственной всему квадрату. Мелодия как впечатление, эмоция, симметрия – все это примеры гештальт-качеств.
В контексте разговора о чувствительных точках социальных систем, особое место играют симметрийные гештальт-качества социальных явлений – наблюдаемые симметрии или их нарушения.  Симметрии и их нарушения часто указывают на чувствительные точки социальных систем, поскольку они являются прямым проявлением действующих в системе парадигм , их когнитивных ядер.
Проявления симметрии в социальных системах отличаются от геометрической симметрии. Если два логически не связанных между собой социальных явления вдруг демонстрируют общий признак, это обычно воспринимается нами как случайное совпадение. Вы могли бы, например, заметить: расстрелы в школах и на улицах США и Западной Европы, когда какой-нибудь неуравновешенный человек начинает беспричинно стрелять из пистолета по случайным людям – эти происшествия происходят в разных местах почти одновременно, с разницей от одного до нескольких дней. С точки зрения обычной системной логики, эта синхронность – случайное совпадение. Но с когнитивной точки зрения это проявление симметрии социальных явлений, признак действия скрытого когнитивного ядра, парадигмы. В России аналогичную синхронность и симметрию можно заметить в пожарах в домах престарелых и приютах. Такого рода "случайные" совпадения (есть и другие, еще более поразительные примеры, о которых тут умолчу) - симметрийный индикатор чувствительной точки социальной системы.
Аналогичным образом, нарушения симметрии отличаются от геометрических. В социальных системах они проявляются как неожиданные сбои, нестыковки, необычности, у которых нет особого логического смысла или причины, но они почему-то оказываются в поле зрения. После затяжного периода ухудшения отношений между США и Россией новая госсекретарь США Хилари Клинтон решает сделать символический жест примирения и вручает министру иностранных дел Кириллу Лаврову большую кнопку с надписью "ПЕРЕГРУЗКА". Конечно, она имела в в виду "Перезагрузка", но непонятным образом "за" пропало. Этот сбой, нестыковка с точки зрения системной логики кажется лишь забавным случаем, но с когнитивных позиций – это важный индикатор чувствительных точек в отношениях между Россией и США. Кнопка была все-таки нажата под прицелом десятков теле- и фотокамер журналистов.
Такого рода "случайности" – совпадения и нестыковки – не вписываются в рамки действующих в социальных системах парадигм, поэтому и кажутся случайными, иррелевантными. Однако, в действительности, они указывают на пограничные области парадигм, в которых социальные системы особо чувствительны. На какие размышления, например, может навести этот случай с кнопкой? На какие чувствительные области российско-американских отношений он указывает? Не очень радостный, но вероятный ответ – "Вторая великая гонка вооружений", начало которой было символически положено нажатием этой кнопки. Первая гонка вооружений привела к перегрузке Советский Союз, вторая должна привести к тому же Россию. Возможно, настойчивость США по развертыванию глобальной системы ПРО и в разработке новых систем вооружений является первыми этапами нового плана. Однако, еще можно несколько изменить условия игры, если неожиданно предложить Хилари не очередной пресс-конференции панель из двух кнопок, в которой бы одна была подписана "Перегрузка", а вторая "Перезагрузка". Вероятно, она бы поправилась, признала свою ошибку, и нажала правильную кнопку.
Языковые индикаторы и мерцающая семантика
Язык – универсалия человеческой культуры, он пропитывает все социальные системы. С одной стороны, он выполняет информационную роль и служит средством информационного обмена, содержанием информационных потоков. С другой стороны он играет когнитивную роль, поскольку служит для представления парадигм, убеждений, культурных установок, эмоций. Места соприкосновения различных когнитивных ядер в системах, мерцающие точки, находят свое отражение в языке.  Мерцающие точки социальных систем отличаются специфическими формами языка и речи, что служит их индикатором .
Обычным свойством речи или языка является однозначность – с каждым высказыванием, предложением, словом обычно связан один определенный смысл. Например, в деловом контексте выражение "ценная бумага" имеет однозначный смысл. С другой стороны, в контексте художественной мастерской "ценная бумага" имеет совершенно иной смысл. Таким образом, в рамках финансово-экономической парадигмы выражение имеет один смысл, в рамках художественно-ремесленной - другой. Смысл, семантика слов зависит от парадигмы, внутри которых они используются. В случае, если слова используются на границе двух парадигм, их смысл теряет однозначность, возникает "мерцающая семантика". Таким образом,  в социальных системах мерцающие точки отмечаются размыванием однозначности языка и речи .
В языке имеется целый пласт языковых конструкций и оборотов речи, которые особенно удобны для коммуникаций и выражения мыслей с мерцающей семантикой, это так называемая фигуративная речь – аналогии, фразеологизмы и т.д. Центральное место в фигуративной речи занимает метафора. Роль метафор в языке и мышлении трудно переоценить. Некоторые исследователи справедливо её считают не только основой творческого мышления, но основой мышления человека вообще. Метафора – основной принятый людьми способ выражения мерцающего, неоднозначного смысла, возникающего на границах парадигм. Таким образом,  индикатором мерцающих точек в социальных системах часто выступают присутствующие в них метафоры .
На этом принципе основан когнитивный социальный анализ – выделяя и анализируя распространенный в обществе набор метафор, мы можем получить представление о местоположении и состоянии мерцающих точек в обществе, а следовательно, о тех факторах, которые могут существенно повлиять на будущее социальной системы. Изменение в наборе метафор общества предваряет серьезные изменения всей социальной системы.
С другой стороны, изменяя набор метафор, курсирующих в системе – устраняя метафоры и мерцающие смыслы в одних частях системы и/или "впрыскивая" метафоры и мерцающие смыслы в другие – можно оказывать вмешательства в когнитивный ландшафт системы, а значит, оказывать влияние на высший когнитивный уровень системы.
Заключение
В конечном итоге, идеи Донеллы Мидоуз не противоречат позициям интрамаркетинга и когнитивному подходу к исследованию социальных систем. Кибернетика, прекрасно описывающая информационные процессы в системах – тут необходимый компонент. Однако, если список Мидоуз дополнить проработанными когнитивными пунктами – например, симметрийными или языковыми индикаторами чувствительных точек – мы получим готовый к работе инструмент, который охватит все три уровня социальных систем – материальный, информационный и когнитивный. Исследуя социальные системы в полном комплексе, мы значительно повышаем результативность социальной инженерии.
Роман Уфимцев
4 мая 2009 года, Калининград
1
Границы предметной области парадигмы
Каким образом определяются границы предметной области парадигмы и ее содержание?
Юрий Николаевич jm28@mail.ru (6.11.2013 13:58)
2
Хороший вопрос
Парадигмы - не предметы и у них нет четких границ. Но обычно определить границы парадигмы все же можно. Механически это выгляди так: мы рисуем сеть узлов, в которой каждый узел - некоторое понятие, закон или принцип парадигмы. Узлы соединяются смысловыми связями, образуя клубок. Этот клубок и есть парадигма. Естественно, узлы внутри парадигмы имеют связи и с другими клубками, но таких связей гораздо меньше, чем связей внутри клубка, внутри парадигмы. Вот плотность связей между узлами и является критерием парадигмы. Связей внутри парадигмы много, а связей между разными парадигмами гораздо меньше. Тут подходит аналогия: транспортная сеть. Внутри городов она очень густа, а между городами более разряжена. Это позволяет достаточно точно определять границы городов и различать их между собой. Естественно, иногда с долей условности.
Роман Уфимцев (6.11.2013 14:05)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011