Ателье ERСтатьи и урокиПростой учебник хорошей рекламы
4. Рабочий пример
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Простой учебник хорошей рекламы
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Рекомендуем
Прогноз отдачи рекламной кампании: тест-прогнозЖертвы рекламыВ мире без рекламыРекламная мина
4. Простой учебник хорошей рекламы: Рабочий пример
Последняя редакция: 14.09.2010
Темы:
В третьей части нашего учебника мы разобрались с тем, как делать понятной свою рекламу. Для этого нам следует выяснить, какие знания определяют мысли и решения наших потенциальных покупателей, и предложить в своей рекламе дополнение, развитие этих знаний. Таким образом наше рекламное предложение становится легко усваиваемым, легко понятным покупателю, потому что он легко его встраивает в свои имеющиеся знания и представления.
В этой части мы разберемся в этом важном деле детальнее, и на конкретном примере познакомимся с тем, как следует выделять подходящие комплексы знаний в головах потенциальных покупателей. Кроме того, мы познакомимся с метафорой - основным способом упаковки и передачи знаний.
Выбор транспорта
Комплекс знаний в головах потенциальных покупателей, на который мы будем ориентировать свою рекламу, назовем несущими знаниями или знаниями-транспортом. Избрав подходящее знание-транспорт, мы вкладываем в свою рекламу знание преимуществ нашего товара (знание-груз или знание-карго), следя за тем, чтобы карго гармонично соединялось о транспортом, не противоречило ему, а наоборот, развивало его. Иными словами, транспорт и карго должны образовывать симбиоз, а не разнородную пару – тонкий, но немаловажный момент.
Немного о том, что значит симбиоз знаний.
Мы уже сравнивали знания с деревьями. И это больше, чем просто метафора. Знания - это комплексы идей и представлений, организованные в структуры, напоминающие деревья. Эти структуры растут в нашем сознании, накапливают новые идеи, от базовых идей и представлений отпочковываются периферийные и распространяются на новые сферы опыта и т.д.
Далее, если комплексы знаний и представлений, в которые мы встраиваем свой жизненный опыт сравнивать с деревьями, то весь ландшафт знаний, существующих в нашем сознании можно сравнить с картиной леса с высоты птичьего полета. Каждое из деревьев или кустов в этом лесу - комплексы наших представлений и идей, связанных с той или иной стороной жизни и мира. Деревья знаний растут и конкурируют за место под солнцем как настоящие деревья:
Наша задача - выбрать хорошее, крепкое дерево и привить ему веточку, которая несет знание нашего товара или предложения. Если мы прививаем веточку, которая биологически родственна самому дереву, она приживется и станет гармоничной частью всего дерева. Иными словами, привносимое нами в рекламе знание станет естественной частью уже имеющихся знаний человека.
Мы можем попробовать привить чужеродную ветку, но даже потратив на это много рекламных усилий, мы не получим надежного результата: привитые чужеродные знания будут всё равно отторгнуты:
Обратимся к простому примеру. Пусть знание-транспорт, на который мы ориентируемся, это комплекс представлений о пунктуальности немцев, высоком качестве их техники и т.д. Тогда:
Рекламный текст: “Немецкое качество по российской цене.” (пример из нашей рекламной свалки) пытается транслировать идею, которая не совместима с знанием-транспортом. Эту идею невозможно приживить к дереву знаний, в которых мы накапливаем свои представления о немцах и их характере. Это чужеродная идея. Несовместимость немецкого и русского в наших представлениях отражена даже в поговорке: “Что русскому хорошо - немцу смерть.”
Рекламный текст: “Произведено поляками. Проверено немцами.” передает по сути то же послание о хорошем качестве при приемлемой цене (в Калининграде товары из Польши играют ту же роль, что в большой России - товары из Китая), но в отличие от первого примера, несет идею, которая симбиотически родственна нашим представлениям о немцах. Эта идея гармонично встроится в дерево наших знаний о немцах, станет его еще одной ветвью.
Мы уже говорили о том, что удобнее всего использовать знания, которые непосредственно исходят из самих наших покупателей. Для этого мы слушаем, что они говорят о нас, о нашем товаре, о жизни вообще и выделяем те комплексы знаний, которые кажутся наиболее общими или волнующими наших покупателей. Привязав знание нашего товара к этим знаниям, мы можем рассчитывать на хороший рекламный отклик.
Однако, у нас не всегда есть возможность активно общаться с покупателями или их просто слишком мало. В этом случае нужно поискать подходящие знания-транспорт, опираясь на свой собственный багаж знаний. Так мы немного рискуем, потому что можем ошибочно счесть свои знания универсальными для всех, но если соблюдать немного здравого смысла и не прибегать к экзотическим или слишком специальным знаниям, задачу можно решить хорошо.
Вновь воспользуемся метафорой “леса знаний”.
Мы должны найти в этом лесу подходящее для прививки дерево. При этом предпочтения таковы:
Хорошо, если дерево будет недалеко от того места, где мы со своим товаром находимся. Знание-транспорт удобно выбирать в областях знаний, смежных с нашим товаром - со знаниями о его производстве, потреблении, связанном с товаром образом жизни, людях, местах и т.д. Например, для качественных пластиковых окон, производимых из немецких комплектующих, естественно использовать комплекс знаний о немцах. Но можно применять не только абстрактные знания, но и смежные предметные знания. Например, реклама водки “Олимп” опирается на смежные знания: с одной стороны водка, вода, её чистота, прохлада, с другой стороны - горная вершина, льды, их чистота, холод. Чем ближе знание-транспорт с нашим знанием-карго, тем легче их будет связать в рекламе.
Хорошо, если дерево будет сильное, крепкое, растущее, а не чахлое и засыхающее. Знания-транспорт следует выбирать из тех, что представляют собой достаточно мощные, развивающиеся и крепкие комплексы идей. Такие знания будут волновать и мотивировать людей, такие знания разделяются многими людьми. Например, некоторая часть людей знает, что кроме дешевого барахла, в Китае производятся и качественные вещи. Однако, для большинства россиян “китайское” - синоним “некачественного”. Поэтому использовать идею китайского происхождения товара следует лишь тогда, когда мы хотим сделать акцент на низкой цене, например: “Китайцы вкалывают за 3 рубля в час. Поэтому у керамики ”Великая стена“ такая цена.“ Этот текст несет знание, которое находится в симбиозе с нашим комплексом представлений о китайцах.
Но стоит чуть-чуть перестараться и мы получим плохо совместимое знание-карго:
Китайцы вкалывают за 3 рубля в час. Только поэтому у керамики ”Великая стена“ такая цена.
Добавив лишь одно слово ”Только“, мы теряем полную совместимость со знанием-транспортом. Теперь мы пытаемся сообщить, что керамика качественная, несмотря на цену и китайское происхождение – это прямо противоречит традиционному комплексу знаний о китайцах и их товарах.
Рабочий пример: знание-транспорт
Обратимся к рабочему примеру, которой нам поможет проиллюстрировать дальнейшие шаги на пути к хорошей рекламе.
Представим себе, что наш товар – это довольно дорогие (скажем, от 4 до 10 тысяч рублей) и весьма качественно изготовленные столовые наборы на 8 персон из сплавов серебра. Они производятся в Китае, но при этом изготовлены из хорошего металла, по классическим европейским шаблонам - в общем, очень приличные столовые наборы, которые бы могли быть сделаны в Европе, если бы в Китай не были перенесены почти все потребительские фабрики.
Пока мы не будем обсуждать, где именно мы бы хотели разместить свою рекламу (это мы будем обсуждать в следующих частях учебника), пока для определенности будем считать, что мы решили разместиться в местном глянцевом журнале, предназначенном для обеспеченных молодых женщин. Мы арендовали страницу в этом журнале под свою рекламу.
Какое знание-транспорт мы выберем для своей рекламы? Поищем его в областях знания, смежных с нашим товаром, постепенно расширяя круг поиска:
Столовые наборы хороши для торжественных случаев, праздничных застолий. Это первая область, где мы можем поискать транспорт для своей рекламы. От нее ведет тропинка в ещё более обширную область представлений о семейной жизни, торжествах, праздниках.
Столовые наборы могут быть подарком для молодоженов, в качестве подарка на юбилей и т.д. Отсюда тропинка к более обширной области праздничных ритуалов и событий, к распространенным знаниям, связанным с ними.
Наши наборы несколько напоминают столовое серебро, которое в былые времена передавалось из поколения в поколение. Далее отсюда идет тропинка к обширным комплексам представлений о старинной благородной жизни.
Вы наверное уже сообразили, что эти три области - часть одного общего комплекса знаний и представлений о традициях, важных семейных событиях, семейных ценностях. Это одно обширное дерево знаний, и нам нужно лишь выбрать в нем удобную подходящую ветвь, к которой мы привьем знание о своем товаре:
Знания-карго и метафора
Знание, которые мы хотим вложить в свою рекламу должно быть быстро и легко усвоено читателем. Этого можно добиться, используя главный и самый простой способ передачи новых знаний - метафору.
Метафора - это объяснение свойств одной вещи с помощью её сравнения со свойствами другой.
Ваш друг, объясняя вам, какова его новая начальница может долго подбирать слова, пытаясь дать ей характеристику, а может сказать просто и коротко: ”Знаешь, на кого она похожа? На Фрекен Бок из мультика про Карлсона.“ Этим он вам не доносит об этом человеке множество несущественной информации, а напрямую передает знание типа, характера новой начальницы.
Учителя химии, стараясь объяснить ученикам, что такое атомы и молекулы, сравнивают их с шариками разного диаметра. Экономисты, объясняя процесс формирования цены, прибегают к метафоре весов, на которых качается спрос и предложение. Продавец, объясняя достоинства дорогого тостера перед дешевым называет его ”Мерседесом от тостеров“. Объясняя ребенку, почему не следует отрывать листья у домашнего цветка, мама называет их ”ручками цветочка“.
Метафора - самый простой и естественный способ донести новое знание. Для этого нужно взять новое знание и провести от него мостик к тому, что человек уже знает – это задачу блестяще выполняет метафора.
Не следует думать, что способность придумывать метафоры - это черта поэтического или художественного таланта. В действительности метафоры лежат в основе любого языка, в основе любого мышления и для создания хорошей рекламы нам лишь нужно применить свои умения придумывать метафоры сознательно (хотя, конечно, у кого-то получается лучше, у кого-то похуже).
Для дальнейшего будет полезно разобраться в том, что такое метафора. В качестве примера мы возьмем метафору с Фрекен Бок.
1.
Прежде всего, нам нужно осознать, что Фрекен Бок сама по себе ничего для нас не значит, она имеет для нас смысл и определенный характер только во взаимодействии с двумя другими главными героями мультфильма - Малышем и Карлсоном. Поэтому метафора с Фрекен Бок обязательно неявно задействует и их:
Если мы будем считать Фрекен Бок самодостаточной, у нас есть только ее имя, только информация. Но если мы учтем Малыша и Карлсона, то мы получаем маленький организованный кусочек знаний, в котором Фрекен Бок приобретает смысл как крупная и не симпатичная домохозяйка, тиранящая Малыша и соперничающая с Карлсоном. Так из трех кусочков информации и возникает знание, которое несет метафора с Фрекен Бок:
2.
Метафора проводит связь между ситуацией с тремя героями мультика и ситуацией, в которой оказался ваш друг:
При этом, раз оваш друг сравнивает новую начальницу с Фрекен Бок, себя он неявно сравнивает с Малышем (поскольку именно над ним Фрекен Бок ”начальствовала“). Кроме того, остается Карлсон и он тоже транслируется метафорой на ситуацию вашего друга в качестве какого-то неизвестного участника.
Хотя мы не знаем, кто этот неизвестный - ваш друг об этом не сообщил - но, глядя на метафору, мы можем сказать, что 1) С вашим другом неизвестный находится в дружеских отношениях - как Карлсон и Малыш, и 2) Что неизвестный не страдает от Фрекен Бок, как Малыш, а подтрунивает над ней, соревнуется с начальницей за влияние на Малыша.
В таких случаях, когда метафора сравнивает ситуацию с тремя героями (мультик) и ситуацию с двумя (начальница и ваш друг), часто оказывается, что один из реальных участников ситуации сравнивается сразу с двумя персонажами метафоры. В нашем случае это, например, может означать, что ваш друг сравнивает себя одновременно и с Малышем и Карлсоном, то есть, передает свое двоякое отношение к новой начальнице. С одной стороны, она его тиранит, а с другой - он над ней подтрунивает.
3.
Для хорошей метафоры очень важно, чтобы она передавала не только структуру ситуации, но и отношения между героями. Например, метафора вашего друга хороша, если новая начальница действительно его тиранит, а он (или кто-то другой) над ней подтрунивает:
В следующей части учебника мы на нашем рабочем примере со столовыми наборами попробуем создать метафору для передачи нужных знаний-карго о товаре. Для этого мы сначала познакомимся с тем, что такое рекламная структура и какие типы рекламных метафор бывают.
1
Здорово!
 Ждем продолжения:)
Миха (19.05.2010 17:46)
2
жесть
 а вы, роман, жестокий человек. еще десяток таких статей, какая-нибудь бешеная рассылка и без работы останутся тысячи росеянских мракитологов. жестко-жестокий...
костюшка orange@novoch.ru (22.05.2010 11:51)
3
Очень полезно, спасибо!
 Простой и доступный системный взгляд на рекламу. Браво за ясность изложения!
Вячеслав (22.05.2010 13:51)
4
Спасибо! Все грамотно изложено!
 Роман, к вам вопрос, что случилось со вторым курсом когнитивного бойца?
Юрий (30.05.2010 18:40)
5
Спасибо за отзывы
Юрий, окончание второго курса пока отложено (по объему он стал выходить за пределы разумного), и чтобы он не болтался неготовый, я его пока убрал с сайта.
Роман Уфимцев (30.05.2010 19:10)
6
Я погорячился
 в сравнении с Фрекен Бок:)
Малыш V.ilyasov@gmail.com (5.06.2010 7:47)
7
Верю
:) Привет внутреннему Карлсону :)
Роман Уфимцев (5.06.2010 10:28)
8
как определиться между множеством свободных позиций?
 Роман, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как с Вашей точки зрения, лучше принимать решение относительно лучшей из имеющихся свободных позиций? Предполагается ли, например, количественная оценка \"сегментов\" покупателей (и их покупательной способности), которые ориентированы на тот или иной концепт?
Витиевато изъясняясь...
В общем, есть ли какой-то нехитрый способ, помогающий определиться?
Юлия (21.07.2010 13:25)
9
Нормально изъясняетесь
Свободные позиции - они не на рынке, они в головах. У каждого человека (как правило) представлены все полюса. То есть, нельзя считать, что определенный сегмент покупателей, например, хорошо откликается на пафос и эмоции, а другие - хуже. В определенных условиях каждый реагирует на пафос, в других - на юмор. В одних случаях - на эмоции, в других случаях на разум. Если положение пафос и эмоции занято конкурентом, мы берем разум и юмор и можем рассчитывать на тех же потенциальных клиентов, что и наш конкурент. Но благодаря такой отстройке, мы поможем потенциальному клиенту выделить нас, зафиксировать свое внимание на нас - когда будет случай.
Добавлю только: вообще, чем ближе к краю, тем меньше шансов быть понятным для многих людей. Скажем, крайний пафос Газпрома взволнует не так много людей, как они рассчитывали. Лучше стремиться быть ближе к центру. Если вообще конкурентов нет, то вы берете центральное положение, в котором различные полюсы сбалансированны - и может рассчитывать, что ваша реклама будет понятная почти всем.
Роман Уфимцев (21.07.2010 18:05)
10
Впечатляет!
Радует, что всё с примерами. А простота и доступность - вообще одно из главных достоинств этого учебника. Спасибо!
Никита nsa1987@list.ru (9.08.2010 8:59)
11
Просто и понятно
Наверное, самый легкочитаемый раздел на всем сайте. Очень интересно, что же в следующих частях...
Дмитрий (26.08.2010 20:55)
12
Шикарно!
А в качестве 9-й части можно предложить \"разбор полётов\". Т.е. анализ нескольких вариантов существующей, например, печатной рекламы с точки зрения её соответствия правилам, изложенным в учебнике.
P.S. Конечно, на каждой следующей странице ожидал вот-вот увидеть отрисованный макет рекламы столового набора. )
Дмитрий (7.09.2010 18:24)
13
Отрисованный пример – да, его не хватает :)
Но тут бы пришлось писать ещё и учебник по хорошему дизайну и фотомастерству.
Роман Уфимцев (7.09.2010 18:59)
14
спасибо.
 Один из самых интересных сайтов рунета.Мониторила SaS.И попала на один из самых интересных сайтов рунета.Можно ли получать новости на мыло.Не люблю ридер.Еще раз благодарю.
елена svk1710@gmail.com (13.09.2010 20:44)
15
белов
 ничего более вразумительного и детального анализа рекламы я в интернете не встречал.другие копирайтеры и их подобие отдыхают.очень доходчивый текст.
сергей bobbi78@mail.ru (16.09.2010 16:10)
16
Огромная благодарность!
 Роман, огромная благодарность за сайт, за все материалы, которыми вы делитесь с нами, и за такой простой и понятный Учебник. Удачи вам!
Екатерина (13.10.2010 14:13)
17
великолепно
Великолепно! Доходит не сразу... Но, если попытаться освоить... 
Игорь razum201@yandex.ru (15.09.2011 20:15)
18
а первый случай не разбирали?
" Первый - “рекламная пустыня”, когда реклама ваших конкурентов невзрачна и эпизодична, как кусты верблюжей колючки в пустыне. Это бывает, если вы занимаетесь чем-то новым, еще не слишком востребованным, или ваш рынок дает низкую норму прибыльности и поэтому на нем мало щедрых на рекламу конкурентов."
хочется вот этот вариант в разжеванном виде )
спасибо )))
Алексей info@akustik-studio.ru (18.12.2011 21:46)
19
Книги о хорошей рекламе
Роман,
А вот какие хорошие книги о том, как делать хорошую рекламу вы порекомендуете?
Максим mm@e-xe.ru (26.04.2012 17:27)
20
Книги про то, как делать хорошую рекламу
Откровенно говоря, я не слежу за рынком книг на эту тему (наверняка, огромным) - после чтения нескольких разочаровался и потерял к ним интерес. Так что если что-то обнаружите, дайте знать :)
Мне кажется, для того, чтобы научиться делать хорошую рекламу, надо читать вообще разные хорошие книги. На разную тему. Чтобы понимать людей, понимать, как они мыслят, как чувствуют.
Роман Уфимцев (26.04.2012 17:37)
21
Роман, в этом и был вопрос
Про непосредственно рекламу я кроме Огилви ничего интересного пока не видел. И то, Огилви скорее как классика воспринимаю.
Что вообще порекомендуете читать, чтобы "делать хорошую рекламу" (с) =)
Максим mm@e-xe.ru (27.04.2012 10:01)
22
Хорошо,
Рекомендую:
1) "Новая наука жизни" Руперта Шелдрейка
2) "Продуктивное мышление" Макса Вертгеймера (немного академично, но ничего глубже по продуктивному мышлению нет)
3) Книги по истории России, жизнеописания и т.д. - выберите эпоху, которая вам больше нравится. Это лучшее средство понять, как поведение людей связано с их мыслями, средой, внешними обстоятельствами и т.д.
4) Ну, и, пожалуй... "Хвост ящерки" некоего Уфимцева - это по практике метафоры, которой нужно владеть, чтобы "делать хорошую рекламу" (с) :)
НЕ рекомендую:
1) Книги по психологии, особенно по психологии "влияния на людей".
2) Книги по рекламе (Огилви - пусть, это классика) и маркетингу.
3) Пелевина и прочих безбашенных креативщиков - разве что в качестве примера как не надо мыслить рекламисту.
4) Руководства по "креативному мышлению", вроде "Латерального маркетинга" г-на Котлера.
Роман Уфимцев (27.04.2012 10:13)
23
Роман, в этом и был вопрос
Про непосредственно рекламу я кроме Огилви ничего интересного пока не видел. И то, Огилви скорее как классика воспринимаю.
Что вообще порекомендуете читать, чтобы "делать хорошую рекламу" (с) =)
Максим mm@e-xe.ru (27.04.2012 16:55)
24
А почему вы против книг по психологии?
На меня большое впечатление произвели:
- Барбара О\'Брайен с "Путешествием по ту сторону безумия" (как это ни пугающе на первый взгляд может показаться).
- Эрик Берн - весь.
- Ирвин Ялом, "Лжец на кушетке"
Все вышеперечисленное, если и не дают полной картины устройства человеческой психики, то в очень живой манере показывают много интересного. Что интуитивно ощущаешь, но словами также выразить не можешь.
Да, Пелевина вы зря в креативщики записали. Он же как раз сатира на современное мироустройство. И так его и нужно воспринимать.
И еще вопросик - а что скажете про творения Тома Питерса?
Максим mm@e-xe.ru (27.04.2012 17:03)
25
Здорово!
Роман очень понравилась статья.
не люблю читать книги с Экрана, притом с собой в дорогу не возьмеш.
Ваш "простой уччебник..." не выпускался в книге? если да то как его приобрести
виктор (21.02.2013 5:50)
26
Спасибо за хороший отзыв
Нет, Виктор, в бумаге эта статья не выпускалась.
Роман Уфимцев (21.02.2013 7:23)
27
Очень интересно
Как можно получит совет?
Таганова Джахан leylibala@mail.ru (6.04.2013 8:15)
28
просьба
Подскажите мне пожалуйста идею для сценария леденцов "Мозготреш" они для запоминания информации.
Оксана pentyuh.oxana@mail.ru (7.05.2013 18:33)
29
Класс
Я к рекламе не имею отношения, так случайно заглянул. Приятно удивлен.
Вообще, я считаю, что если человек в чем то разбирается, то сможет разложить это так, что будет понятно и ребенку. Эта статья тому пример.
Виктор boroda67zorro@yandex.ru (3.08.2013 20:48)
30
подскажите
Мой дядя директор строительной фирмы по вентиляции, кондиционированию, электрике, отоплению и.т.д он два дня назад подарил фирму по фентиляции и кондиционированию, и хотел бы зделать рекламу. Я в этом не че пока не смыслю, не могли бы вы подсказать мне пару строк для рекламы, фирма называется ООО ЭНЕРГЕТИК. Или можно отдельно по ветиляции.
Магомед mr.magish@mail.ru (10.11.2013 11:40)
31
Как с вами связаться на прямую?
Необходима помощь специалиста. Хорошего специалиста.
Оксана Ksyusha1989@mail.ru (6.12.2013 18:05)
32
В разделе \"Связь\" Форма для связи
Роман Уфимцев   (6.12.2013 18:22)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011