Ателье ERСтатьи и урокиПростой учебник хорошей рекламы
6. Рекламный текст и образ
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Простой учебник хорошей рекламы
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Рекомендуем
Прогноз отдачи рекламной кампании: тест-прогнозЖертвы рекламыВ мире без рекламыРекламная мина
6. Простой учебник хорошей рекламы: Рекламный текст и образ
Последняя редакция: 14.09.2010
Темы:
В пятой части учебника на основе рабочего примера мы познакомились с тем, что такое рекламная структура и каким образом она превращается в структуру рекламной метафоры. В качестве примера мы предложили три варианта возможной структуры рекламной метафоры. В этой части учебника мы познакомимся с тем, как на основе этих структур разрабатывается конкретное текстовое и визуальное содержание рекламы.
В качестве основного рабочего варианта мы возьмем структуру метафоры “2+1”, в которой часть столового набора выступает в роли наблюдателя (судьи, рефери, объединителя и т.д.) , рука или руки людей за праздничным столом - в качестве агента, а торт или свеча на торте - в качестве реагента:
Наша рабочая трех-объектная структура
Нам нужно из этой структуры получить два компонента рекламы - текстовое содержание (что будет написано в рекламе) и визуальное содержание (что в ней будет нарисовано). В принципе, иногда в рекламе мы можем обходиться только текстовым содержанием или только визуальным, но мы рассмотрим более универсальный случай, когда в рекламе используется и то, и другое. Поскольку мы решили, что наша реклама будет размещена в глянцевом журнале, то есть, будет статичной рекламой, мы пока не будем затрагивать еще один возможный компонент рекламы - сценарий, сюжет. Однако, далее мы все-таки поговорим об этом компоненте, тем более, что даже статическая реклама может нести в себе определенную сюжетность.
Мы начнем с текстового содержания рекламы. Дело в том, что от текстового выражения рекламы до визуального воплощения (например, для баннера или рекламы в журнале) путь довольно простой, логичный, прямой. Визуальные же творческие средства богаче, нежели текстовые, и не так однозначны. Поэтому, если мы начнем с идей рекламного изображения, мы можем потом просто не найти подходящего текстового решения. Кроме того, начиная с текстового содержания, мы оберегаем себя от ошибки “креативности ради креативности”. Мы уже знакомились с рекламной картинкой мясокомбината. Она как раз является примером такой ошибки. При попытке описать смысл этой картинки словами, сразу обнаруживается её нелепость. Дизайнер, который ее нарисовал, наверняка не пробовал это делать, потому что дизайнеры мыслят картинками. Он нарисовал весёлую картинку, но сделал очень плохую рекламу (поэтому дизайнерам обычно нельзя доверять рекламную концепцию).
Создание рекламного текста
Обратимся к нашей рабочей трех-объектной структуре.
На творческом этапе полезно увидеть в каждом из её объектов не конкретные предметы и вещи (ложки, руки, торт), а какие-то одушевленные и разумные существа. Это одушевление помогает нашей фантазии, потому что живое и разумное существо имеет гораздо шире арсенал возможных действий, нежели неодушевленное: настоящий кирпич может только лежать, падать, ломаться и т.д. А вот одушевленный кирпич может иметь желания, страхи, предпочтения, он может думать, иметь свое мнение и т.д. Это не значит, что все объекты рекламы мы будем превращать в живые существа (хотя этот приём часто используется в рекламе), он просто помогает нам шире взглянуть на варианты текстового или визуального рекламного решения, помогает нашему воображению.
Например, мы будем думать, что ложка, вилка или нож (мы еще не решили, что именно, и сколько предметов будет фигурировать в рекламе), представляющие в нашей структуре объект с ролью наблюдателя - это не пассивный металлический предмет, а какое-то одушевлённое существо. В нашей структуре это существо (или существа) что-то наблюдают. То есть, предметы столового набора каким-то образом наблюдают или судят то, что происходит между двумя другими объектами рекламы.
Таким же образом мы можем взглянуть на руку или руки (они и так принадлежат живым и одушевленным людям, но тут мы можем взглянуть на них как на самостоятельных живых существ), и на торт со свечей. В этом случае руки у нас выступают активным агентом, то есть, существом, выполняющим какое-то активное действие над тортом и свечой исходя из своих “побуждений”, а торт и свеча могут как-то разумно реагировать на “активиста”.
Наш рекламный текст должен описывать структуру метафоры или говорить что-то об этой этой структуре. Начнем с буквального описания структуры с учетом назначенных ролей, например:
1) Руки принесли огонь, и торжественно зажигают свечи на торте, торт принимает это благосклонно, а предметы столового набора за всем наблюдают.
Это буквальное описание нашей метафорической структуры, с учетом ролей объектов, отношений между ними и одушевления.
Далее, для облегчения работы воображения полезно еще более обобщить получившийся текст. Но напомним еще раз: метафора должна прежде всего сохранять отношения и роли (наблюдатель, агент, реагент), а не фактическое содержание объектов (столовый набор, руки, торт и т.д.). Поэтому у нас получится что-то вроде:
2) Между двумя живыми существами происходит нечто очень торжественное, а третье живое существо за этим наблюдает.
На что это похоже? Где в жизни мы сталкиваемся с подобными ситуациями? Вот тут может помочь только ваша фантазия и способность находить ассоциации.
Но ответ прост, тем более, что он лежит в тех областях знаний, которые нас как раз и интересуют: это напоминает сцену бракосочетания: жених и невеста одевают кольца, целуются, а судья и свидетели за этим наблюдают:
3) Жених торжественно надевает кольцо на руку невесте, а свидетели наблюдают.
Это сравнение, которое будет вполне передавать суть того, что нам нужно подчеркнуть в нашей метафорической структуре: торжественное событие между двумя объектами-существами и третье объект-существо, которое наблюдает за этим. Теперь просто объединим этот текст и наш первый текст:
4) Руки принесли огонь и торжественно зажигает свечи на торте (как жених торжественно надевает кольцо на руку невесте), а предметы столового набора за всем наблюдают (как свидетели на бракосочетении).
В этом тексте есть всё, что нам надо, в него заложена метафора, несущая знание о том, какую роль будут играть столовые наборы в жизни семьи. Но, конечно, нам нужно избавиться от всего лишнего. Нам требуется сократить текст, но так, чтобы сохранить метафору, её суть. Один из таких вариантов:
5) Руки торжественно зажигают свечи на торте, а столовые предметы - свидетели этому.
Текст на этом этапе ещё выглядит “коряво”, однако он годится для того, чтобы начинать разработку подходящего визуального образа для рекламы, используя этот текст в качестве основы.
Этим мы далее и займемся. А пока мы немного усовершенствуем рекламный текст, помня о том, что у нас будет картинка, которая станет иллюстрацией к тексту, так что мы можем избавиться в нём от лишней детализации.
Например, если у нас на картинке руки будут зажигать свечи, нам нет нужды об этом говорить в рекламном тексте. Тогда мы можем его существенно упростить:
6) Столовые предметы – свидетели торжественных моментов семейной жизни.
Уже что-то похожее на рекламный текст, но “столовые предметы” – это не хорошо (почему, поговорим позже). Если мы разработаем такое визуальное решение рекламы, что из него будет сразу понятно, о чём мы говорим, тогда мы можем вообще избавиться от упоминания столового набора в рекламном тексте:
7) Свидетель торжественных моментов семейной жизни.
На этом варианте мы остановимся. Хотя он выглядит приемлемо, но окончательный вариант нам следует выбрать тогда, когда у нас будет визуальное решение нашей рекламы.
Создание рекламного визуального решения
Мы будем отталкиваться от текста 5: "Руки торжественно зажигают свечи на торте, а столовые предметы - свидетели этому".
Основной повод подумать для нас - как наглядно изобразить, что “столовые предметы - свидетели” торжественного момента в семейной жизни. Именно в это метафорическое сравнение - ключ нашей рекламы и поэтому нам следует найти способ изобразить это визуально. Если этого не сделать, мы получим довольно “средненький” результат, наподобие:
Красивый праздничный торт, руки зажигают свечи на нем. Некоторые горят, некоторые еще нет. Рядом с тортом, наряду с другими предметами праздничного стола, на скатерти лежат несколько ложек, ложечек и ножей.
Текст: Свидетель торжественных моментов семейной жизни.
Подвал: Столовые наборы X на 8 персон.
Такого рода рекламы можно встретить очень много. Но это посредственная реклама, а мы создаем хорошую. В хорошей рекламе визуальное решение “помнит” о текстовом, а не просто является случайной картинкой, которую можно трактовать по-разному. Нужно вкладывать метафору (и вместе с ней – знание-карго) не только в текст, нужно вложить её и в картинку. Для этого нам необходима визуальная метафора, которая бы несла нужный смысл:
“Столовые предметы - это свидетели.”
С одной стороны – ложки, ножи, вилки, с другой – свидетели, наблюдатели. Как их можно сравнивать, как их можно сделать похожими?
Если бы у ложек и ножей были глаза, и они бы смотрели на происходящее, было бы понятно, что они наблюдают. Нарисовать ложкам и вилкам глаза? Так часто поступают в рекламе, но уместна ли эта мультяшность, если мы говорим о торжественных моментах жизни? Есть ли более красивое, элегантное решение?
Когда мы сталкиваемся с подобной трудностью при поисках визуальной метафоры, следует обратиться к двум полезным противоположным методам:
1. Помещаем второй объект (свидетелей) в контекст первого (ложек-вилок)
В этом методе мы берем настоящих людей-свидетелей и помещаем их в ситуацию, в которой на самом деле находятся ложки и вилки - на стол, в уменьшенном виде. Ответим на вопрос: как бы они себя вели, будь вилками и ложками, желающими наблюдать церемонию зажжения свеч?
Подключите свою фантазию, представьте себе это живо. Например, они могли бы сходиться к торту, окружать его - будто толпа зевак, когда происходит что-то интересное. Или расположились бы рядками, будто присяжных на суде...
Эти решения похожи на идею просто нарисовать вилкам и ложкам глаза. Мы буквально изображаем метафору, и для этого делаем вилки и ложки одушевленными:
Красивый праздничный торт, руки зажигают свечи на нем. Некоторые горят, некоторые еще нет. Около торта, стоят вилки, ложки и ножи. Они не лежат рядом с тортом, они стоят, как толпа зрителей.
Текст: Свидетель торжественных моментов семейной жизни.
Подвал: Столовые наборы X на 8 персон.
Можете ли вы себе представить эту картину? При определенном воображении мы можем себе это представить: папа зажигает свечи, на это смотрят мама и дети, а ложки и вилки поднимаются со стола и с любопытством сталпливаются у торта...
Получается вроде забавно, но чтобы реализовать эту идею, необходимо видео и довольно сложное компьютерное моделирование, а у нас только реклама в журнале. Изобразить нечто подобное в статичном виде вряд ли получится - нам нужно искать другие варианты.
Это вообще полезный ориентир при создании рекламы: если для реализации рекламной идеи нужны какие-то сложные компьютерные видео- или фотоффекты, то это не очень хорошая реклама. Очень часто за спецэффектами прячут отсутствие хорошей рекламной метафоры, отсутствие знаний-карго.
Второй, противоположный, метод поиска визуальной метафоры:
2. Помещаем первый объект (ложки-вилки) в контекст второго (свидетелей на свадьбе)
В этом методе мы поступаем наоборот: берем настоящие вилки и ложки и помещаем их в ситуацию, в которой обычно оказываются настоящие свидетели. Как бы выглядели ложки, ножи или вилки размером с человека на настоящей церемонии бракосочетания?
Они стояли бы молчаливые, позвякивали, соприкасаясь друг с другом, окруженные настоящими людьми и всё - церемония, молодожёны, цветы, гости, вспышки фотоаппарата - отражалось бы в круглых боках ложек, на блестящих лезвиях ножей...
Нужно ли бурную фантазию, чтобы вообразить такое? Вряд ли. Скорее, нужно знать, почему это следует вообразить, и тогда представить ситуацию в деталях будет не так уж трудно. Но нам и нужны детали, которые наведут нас на подходящую основу для визуальной метафоры.
Из всего, что мы навыдумывали, одна деталь кажется интересной: отражение происходящего в ложках и ножах. Это можно изобразить без компьютерной анимации, это может интересно выглядеть в рекламной картинке: шлифованный металл отражает происходящее.
Есть ли что-то общее между отражением и наблюдением? Вы подходите к зеркалу и глядите на свое отражение. Тот, кто за зеркалом - он только отражает вас или также и наблюдает за вами? Мы ищем мостик и, кажется, он найден: ложки и вилки превращаются в свидетелей благодаря тому, что отражают происходящее.
Мы получаем следующий вариант:
Красивый праздничный торт, руки зажигают свечи на нем. Некоторые горят, некоторые еще нет. На переднем плане лежат ложки и ножи, в их блестящих поверхностях отражаются свечи.
Текст: Свидетель торжественных моментов семейной жизни.
Подвал: Столовые наборы X на 8 персон.
Теперь наша метафора вложена не только в текст, но и в визуальное решение. Если вы представите такую рекламу, вы возможно почувствуете, что в ней что-то есть - это “что-то” и есть знание-карго, которое мы в неё вложили.
Теперь мы имеем конкретные текстовое и визуальное решение для нашей рекламы. Нам осталось только “отшлифовать её до блеска”. Для этого мы продумаем последний важный компонент рекламы - её сюжет. И оказывается, сюжет существует не только в видео-, но и в статичной журнальной, и даже в простейшей текстовой рекламе. Им мы и займемся в следующей части нашего учебника.
1
Здорово!
 Ждем продолжения:)
Миха (19.05.2010 17:46)
2
жесть
 а вы, роман, жестокий человек. еще десяток таких статей, какая-нибудь бешеная рассылка и без работы останутся тысячи росеянских мракитологов. жестко-жестокий...
костюшка orange@novoch.ru (22.05.2010 11:51)
3
Очень полезно, спасибо!
 Простой и доступный системный взгляд на рекламу. Браво за ясность изложения!
Вячеслав (22.05.2010 13:51)
4
Спасибо! Все грамотно изложено!
 Роман, к вам вопрос, что случилось со вторым курсом когнитивного бойца?
Юрий (30.05.2010 18:40)
5
Спасибо за отзывы
Юрий, окончание второго курса пока отложено (по объему он стал выходить за пределы разумного), и чтобы он не болтался неготовый, я его пока убрал с сайта.
Роман Уфимцев (30.05.2010 19:10)
6
Я погорячился
 в сравнении с Фрекен Бок:)
Малыш V.ilyasov@gmail.com (5.06.2010 7:47)
7
Верю
:) Привет внутреннему Карлсону :)
Роман Уфимцев (5.06.2010 10:28)
8
как определиться между множеством свободных позиций?
 Роман, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как с Вашей точки зрения, лучше принимать решение относительно лучшей из имеющихся свободных позиций? Предполагается ли, например, количественная оценка \"сегментов\" покупателей (и их покупательной способности), которые ориентированы на тот или иной концепт?
Витиевато изъясняясь...
В общем, есть ли какой-то нехитрый способ, помогающий определиться?
Юлия (21.07.2010 13:25)
9
Нормально изъясняетесь
Свободные позиции - они не на рынке, они в головах. У каждого человека (как правило) представлены все полюса. То есть, нельзя считать, что определенный сегмент покупателей, например, хорошо откликается на пафос и эмоции, а другие - хуже. В определенных условиях каждый реагирует на пафос, в других - на юмор. В одних случаях - на эмоции, в других случаях на разум. Если положение пафос и эмоции занято конкурентом, мы берем разум и юмор и можем рассчитывать на тех же потенциальных клиентов, что и наш конкурент. Но благодаря такой отстройке, мы поможем потенциальному клиенту выделить нас, зафиксировать свое внимание на нас - когда будет случай.
Добавлю только: вообще, чем ближе к краю, тем меньше шансов быть понятным для многих людей. Скажем, крайний пафос Газпрома взволнует не так много людей, как они рассчитывали. Лучше стремиться быть ближе к центру. Если вообще конкурентов нет, то вы берете центральное положение, в котором различные полюсы сбалансированны - и может рассчитывать, что ваша реклама будет понятная почти всем.
Роман Уфимцев (21.07.2010 18:05)
10
Впечатляет!
Радует, что всё с примерами. А простота и доступность - вообще одно из главных достоинств этого учебника. Спасибо!
Никита nsa1987@list.ru (9.08.2010 8:59)
11
Просто и понятно
Наверное, самый легкочитаемый раздел на всем сайте. Очень интересно, что же в следующих частях...
Дмитрий (26.08.2010 20:55)
12
Шикарно!
А в качестве 9-й части можно предложить \"разбор полётов\". Т.е. анализ нескольких вариантов существующей, например, печатной рекламы с точки зрения её соответствия правилам, изложенным в учебнике.
P.S. Конечно, на каждой следующей странице ожидал вот-вот увидеть отрисованный макет рекламы столового набора. )
Дмитрий (7.09.2010 18:24)
13
Отрисованный пример – да, его не хватает :)
Но тут бы пришлось писать ещё и учебник по хорошему дизайну и фотомастерству.
Роман Уфимцев (7.09.2010 18:59)
14
спасибо.
 Один из самых интересных сайтов рунета.Мониторила SaS.И попала на один из самых интересных сайтов рунета.Можно ли получать новости на мыло.Не люблю ридер.Еще раз благодарю.
елена svk1710@gmail.com (13.09.2010 20:44)
15
белов
 ничего более вразумительного и детального анализа рекламы я в интернете не встречал.другие копирайтеры и их подобие отдыхают.очень доходчивый текст.
сергей bobbi78@mail.ru (16.09.2010 16:10)
16
Огромная благодарность!
 Роман, огромная благодарность за сайт, за все материалы, которыми вы делитесь с нами, и за такой простой и понятный Учебник. Удачи вам!
Екатерина (13.10.2010 14:13)
17
великолепно
Великолепно! Доходит не сразу... Но, если попытаться освоить... 
Игорь razum201@yandex.ru (15.09.2011 20:15)
18
а первый случай не разбирали?
" Первый - “рекламная пустыня”, когда реклама ваших конкурентов невзрачна и эпизодична, как кусты верблюжей колючки в пустыне. Это бывает, если вы занимаетесь чем-то новым, еще не слишком востребованным, или ваш рынок дает низкую норму прибыльности и поэтому на нем мало щедрых на рекламу конкурентов."
хочется вот этот вариант в разжеванном виде )
спасибо )))
Алексей info@akustik-studio.ru (18.12.2011 21:46)
19
Книги о хорошей рекламе
Роман,
А вот какие хорошие книги о том, как делать хорошую рекламу вы порекомендуете?
Максим mm@e-xe.ru (26.04.2012 17:27)
20
Книги про то, как делать хорошую рекламу
Откровенно говоря, я не слежу за рынком книг на эту тему (наверняка, огромным) - после чтения нескольких разочаровался и потерял к ним интерес. Так что если что-то обнаружите, дайте знать :)
Мне кажется, для того, чтобы научиться делать хорошую рекламу, надо читать вообще разные хорошие книги. На разную тему. Чтобы понимать людей, понимать, как они мыслят, как чувствуют.
Роман Уфимцев (26.04.2012 17:37)
21
Роман, в этом и был вопрос
Про непосредственно рекламу я кроме Огилви ничего интересного пока не видел. И то, Огилви скорее как классика воспринимаю.
Что вообще порекомендуете читать, чтобы "делать хорошую рекламу" (с) =)
Максим mm@e-xe.ru (27.04.2012 10:01)
22
Хорошо,
Рекомендую:
1) "Новая наука жизни" Руперта Шелдрейка
2) "Продуктивное мышление" Макса Вертгеймера (немного академично, но ничего глубже по продуктивному мышлению нет)
3) Книги по истории России, жизнеописания и т.д. - выберите эпоху, которая вам больше нравится. Это лучшее средство понять, как поведение людей связано с их мыслями, средой, внешними обстоятельствами и т.д.
4) Ну, и, пожалуй... "Хвост ящерки" некоего Уфимцева - это по практике метафоры, которой нужно владеть, чтобы "делать хорошую рекламу" (с) :)
НЕ рекомендую:
1) Книги по психологии, особенно по психологии "влияния на людей".
2) Книги по рекламе (Огилви - пусть, это классика) и маркетингу.
3) Пелевина и прочих безбашенных креативщиков - разве что в качестве примера как не надо мыслить рекламисту.
4) Руководства по "креативному мышлению", вроде "Латерального маркетинга" г-на Котлера.
Роман Уфимцев (27.04.2012 10:13)
23
Роман, в этом и был вопрос
Про непосредственно рекламу я кроме Огилви ничего интересного пока не видел. И то, Огилви скорее как классика воспринимаю.
Что вообще порекомендуете читать, чтобы "делать хорошую рекламу" (с) =)
Максим mm@e-xe.ru (27.04.2012 16:55)
24
А почему вы против книг по психологии?
На меня большое впечатление произвели:
- Барбара О\'Брайен с "Путешествием по ту сторону безумия" (как это ни пугающе на первый взгляд может показаться).
- Эрик Берн - весь.
- Ирвин Ялом, "Лжец на кушетке"
Все вышеперечисленное, если и не дают полной картины устройства человеческой психики, то в очень живой манере показывают много интересного. Что интуитивно ощущаешь, но словами также выразить не можешь.
Да, Пелевина вы зря в креативщики записали. Он же как раз сатира на современное мироустройство. И так его и нужно воспринимать.
И еще вопросик - а что скажете про творения Тома Питерса?
Максим mm@e-xe.ru (27.04.2012 17:03)
25
Здорово!
Роман очень понравилась статья.
не люблю читать книги с Экрана, притом с собой в дорогу не возьмеш.
Ваш "простой уччебник..." не выпускался в книге? если да то как его приобрести
виктор (21.02.2013 5:50)
26
Спасибо за хороший отзыв
Нет, Виктор, в бумаге эта статья не выпускалась.
Роман Уфимцев (21.02.2013 7:23)
27
Очень интересно
Как можно получит совет?
Таганова Джахан leylibala@mail.ru (6.04.2013 8:15)
28
просьба
Подскажите мне пожалуйста идею для сценария леденцов "Мозготреш" они для запоминания информации.
Оксана pentyuh.oxana@mail.ru (7.05.2013 18:33)
29
Класс
Я к рекламе не имею отношения, так случайно заглянул. Приятно удивлен.
Вообще, я считаю, что если человек в чем то разбирается, то сможет разложить это так, что будет понятно и ребенку. Эта статья тому пример.
Виктор boroda67zorro@yandex.ru (3.08.2013 20:48)
30
подскажите
Мой дядя директор строительной фирмы по вентиляции, кондиционированию, электрике, отоплению и.т.д он два дня назад подарил фирму по фентиляции и кондиционированию, и хотел бы зделать рекламу. Я в этом не че пока не смыслю, не могли бы вы подсказать мне пару строк для рекламы, фирма называется ООО ЭНЕРГЕТИК. Или можно отдельно по ветиляции.
Магомед mr.magish@mail.ru (10.11.2013 11:40)
31
Как с вами связаться на прямую?
Необходима помощь специалиста. Хорошего специалиста.
Оксана Ksyusha1989@mail.ru (6.12.2013 18:05)
32
В разделе \"Связь\" Форма для связи
Роман Уфимцев   (6.12.2013 18:22)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011